По сложившейся традиции в конце лета в ММСИ прошла выставка Школы современного искусства «Свободные мастерские» «Мастерская 20'11». Тема выпуска 2011 года — «Сегодня/ Завтра».
|
Выставка расположилась на четырех этажах музея в Ермолаевском, 17. Участники достаточно серьезно подошли к заявленной организаторами теме. Многие художники раскрыли ее в экзистенциальном ключе. Судя по работам, отношение выпускников школы к своему «завтра» несколько мрачновато и иронично. Открывалась экспозиция работой Юлии Бах «Блестящее будущее». Название было выложено из монет достоинством одна копейка. Невольно пытаешься прикинуть, сколько же рублей понадобилось для такого блестящего будущего? Прекрасное начало: работа создает необходимый эмоциональный настрой. Действительно, в блеске будущего сложно усомниться, но вместе с тем здесь раскрывается зрелый взгляд художника на вещи, которыми молодому человеку предстоит заниматься: педантично раскладывать мелкие монетки. И от этого становится не по себе.
Тему «Сегодня» выпускники представляли как собственный жизненный опыт. Автор Я. Роберг предложил зрителям инсталляцию «Реституция», состоящую из шредера и стопки фотографий. Ворох бумажной лапши под шредером эмоционально перекликается с работой Юлии Бах, когда представишь, чего стоит эта дурная бесконечность попыток восстановить какую-либо жизненную ситуацию или дружбу с человеком, прерванную много лет назад. Ворох мятой бумаги в камине сначала не привлекает внимания, приглядевшись, обнаруживаешь, что на листах угадываются очертания лиц — инсталляция Анны Неизвестновой «Слепки настоящего». И тут же рядом гипсовые слепки лиц, законсервированные в трехлитровых банках — инсталляция Марии Токаренко «Memory». Обыкновенная стеклянная банка постепенно становится привычным боксом для арт-объектов. Запаянные свинцово-оловянным припоем стеклянные сосуды, покрытые конденсатом и с человеческими лицами внутри, словно реторты из лаборатории алхимика, где он выращивает гомункулусов.
Тему хрупкости развивает София Бычихина в инсталляции «Пустые сосуды», представляющую собой проволочные каркасы, формой напоминающие греческие амфоры и вместе с тем похожие на остовы покосившихся железобетонных зданий. Многих авторов этой выставки объединяла тема прошлого, поэтому работы хорошо стыкуются между собой и образуют непротиворечивую экспозицию.
Серия графических листов Галины Поповой «Нимфея» — иллюстрации к роману Саши Попова «Школа для дураков». Пятнадцать небольших рисунков вызвали в памяти хорошую книжную графику советского периода. Однако в кадрированности и обилии крупных планов угадывались черты комикса или кинематографической раскадровки. Постепенное разворачивание действия от общих планов, фотографических фрагментов до экспрессивных и лаконичных по выразительности клиповых заставок позволило автору уместить в небольшой серии полноценную историю.
Мария Ярлова («Моя работа») избирает постмодернистский прием, пустив по серому однотонному холсту надпись «Если бы здесь не было моей работы, завтра было бы другим». За исключением коротких кинороликов, это единственное обращение художника ап-арта к зрителю «Мастерской 20’11». Зыбкость будущего присутствует и в работе «Момент распада» Владимира Потапова. На четырех расположенных друг за другом прозрачных пластиковых листах нанесены фрагменты одного портрета. Листы находятся на ширине ладони друг от друга, поэтому, пока зритель не найдет идеальной, установленной художником точки зрения, картина не соберется в целостное изображение и будет постоянно «разваливаться» на цветовые пятна. Подобная фрагментарность изображения хорошо описывает возможность той или иной ситуации в будущем: только когда множество элементов расположатся в нужном порядке и наблюдатель, он же действующее лицо, окажется в нужном месте, задуманное может быть осуществлено. Таким образом, четыре работы Потапова являются хорошие модели для объяснения возможности создания какой-либо ситуации во времени.
Похожие по технике на работы Владимира Потапова, но уже на религиозную тематику представил Алексей Васильев «Св. Себастьян и св. Пантелеймон». Святые написаны на прозрачных акриловых листах алкидным лаком и словно подсвечиваются изнутри. Великомученики, будто братья-близнецы, похожи друг на друга, и только по позе и стрелам можно узнать св. Себастьяна. Широкие мазки кистью и обильные потеки лака придают работе сходство со старой, плохо сохранившейся иконой.
Инсталляция Ольги Ольшевской и Ильи Фомичева вызывает ассоциацию с театральной декорацией первой четверти XX века. «Тонкая грань настоящего» — черная тень человека, проходящая сквозь белую стену, разделена на две части.
Серия работ Тимура Шаймухаметова и Дмитрия Пронина, объединенных названием «Светлое будущее, или Белая магия», отсылает зрителя к надличностной проблематике будущего. На больших полотнах, сияя неземным бело-золотистым светом, над зрителем возвышаются лидеры «большой восьмерки» (G8). Похожие на просветленных индийских гуру, несущих мир и благополучие, на зрителя дружелюбно взирают Меркель, Харпер, Саркози, Медведев, Берлускони, Обама, Кэмерон, Кан. Сложно сказать, связано ли изображение политических лидеров со светлым будущим, но нечто магическое — способность к манипуляции для достижения своих целей — у них, безусловно, есть. Довлеющие над оробевшим от такого количества смотрящих на него властных особ зрителем политические лидеры невольно начинают внушать ему чувство уверенности в своем завтрашнем дне и в процветании отечества. Размышляя над проблемой будущего, Мария Сафронова в триптихе «Завтра» придает будущему статус вечности. По весне мужичонка выводит свиней из загона, подгоняя их хворостиной. На распаханном поле топчутся вороны. Сыро, прохладно и как-то до ужаса тоскливо. Пастух еще не отошел после вчерашнего, ноги его вязнут в грязи, в горле пересохло, и он злится на неповоротливых свиней. А в это время над его головой проплывает «Хрустальный шар» (NGC 1514, PK 165-15.1) — планетарная туманность в созвездии Тельца. Ни у пастуха, ни у туманности в известном смысле нет будущего. Пастух от века к веку пасет свиней, туманность — планеты, и нет конца их трудам Художник разбивает триптих на шесть частей — три больших полотна и три узких столбца с перечнем небесных сфер северного и южного полушарий, а также список остатков сверхновых.
На пятом этаже в рамках «Мастерской 20’11» был представлен кураторский проект Ека-терины Кузьминой «Кого здесь нет». Это название обозначает пространство без социокультурных построений, без человека. Только артефакты, рожденыые средой искусства. Здесь время не нарратив, а многократное повторение. Оно становится качественной составляющей предмета искусства, а пространство выставки — вакуумом. Помимо скульптуры и инсталляций на выставке были показаны десять короткометражных лент в разных жанрах — от мультипликации до небольших фильмов-роликов на заданную тему «Сейчас&Потом». Выставка «Мастерская 20’11» отличалась разнообразием работ, техник и настроений... Тема проекта — время и его относительность — удачно раскрыта его участниками.
ДИ №5/2011