Число стран—участниц Венецианской биеннале год от года растет. Джардини и Арсенал уже давно не в состоянии вместить все биеннальные проекты. Многие страны арендуют палаццо, церкви и выставочные залы по всему городу под национальные павильоны и проекты, из которых лишь тридцать семь включены в официальную программу. Из них наибольшее внимание прессы привлек технологически сложный объект Аниша Капура «Ascension» — установка, материализующая чудо Вознесения. Столб белого дыма поднимается из круговой базы, размещенной на пересечении трансепта и нефа великолепной базилики Сан-Джорджо Маджоре.
Аниш Капур. Вознесение (Ascension). 2011. Инсталляция. Базиликa Сан-Джорджо Маджоре, Венеция. Фото ДИ/Ирина Сосновская
|
Первыми из российских проектов в Венеции стартовали новая версия экспортного «Модерникона», эрмитажный «Дмитрий Пригов» и видеоинсталляции Олега Кулика по постановке «Вечерня Богородице» (муз. Клаудио Монтеверди), показанной в январе 2009 года в парижском театре «Шатле». Выставка с тавтологичным названием «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов» (а на афишах и в каталоге еще и зеркально удвоенном) программы «Эрмитаж 20/21», приуроченная к Году России в Италии, поддержала проект Бориса Гройса и Андрея Монастырского в павильоне России и удвоила представительство московского концептуализма в Венеции. Проект «Модерникон. Современное искусство из России» фонда «Виктория. Искусство быть современным» «исследует молодое искусство в стадии становления и представляет наиболее интересные новые художественные высказывания» в современном искусстве России. Московский музей современного искусства представил проект Анастасии Хорошиловой «Старые новости», посвященный исследованию жизни в Беслане после трагедии 1 сентября 2004 года. О нем мы писали в прошлом номере журнала. Международный проект «Один из тысячи способов победить энтропию» с участием и под кураторством Александра Пономарева в Арсенале Novissimo посвящен возможности усмирять хаос творческой энергией. На эту тему кроме Пономарева высказались художники Ханс Оп де Бека (Бельгия), Адриана Гение (Румыния), Риочи Куракава (Япония). Смотр произведений современного искусства, выполненных из стекла «Glasstress», проводится во второй раз, на двух площадках в палаццо Кавали Франчетти и центре современного искусства и стекла на острове Мурано. Тема выставки этого года — сложные отношения, связывающие искусство, дизайн и архитектуру в эпоху после модернизма. Демонстрируются скульптуры и инсталляции из стекла знаменитых современных художников и дизайнеров (среди них и наши Олег Кулик, группа «Recycle», Анатолий Журавлев и Константин Худяков). Некоторые авторы повторили в стекле сюжеты уже известных работ, выполненных ранее в других материалах, но многие увлеклись возможностями стекла и создали новые произведения, вдохновившись темой выставки и Венецией.
Александр Пономарев выступил и куратором выставки «Венеция Иосифа Бродского в гравюрах Владимира Наседкина» в библиотеке Университета Ка’ Фоскари. Выставка представляет процесс создания эксклюзивной рукотворной книги, изданной тиражом 50 экземпляров, которая включает 16 стихотворений Иосифа Бродского из цикла «Венецианские строфы» (1982) и 16 гравюр-иллюстраций Владимира Наседкина (2011). И этим далеко не исчерпывается российское присутствие в Венеции. Невозможно пропустить и два музея Пино и музей Пегги Гугенхайм. В Пегги Гугенхайм к биеннале подготовили выставку «Илеана зонабенд. Итальянский портрет», представившую часть уникальной коллекции галериста Илеаны зонабенд (1914–2007) — работы итальянских и зарубежных художников, связанных с итальянскими культурой, традицией и топографией. В Палаццо Грасси к биеннале открылась новая выставка работ из коллекции фонда Франсуа Пино «Мир принадлежит тебе». Блистательно инсталлированная, она подготовлена куратором коллекции Каролин Буржуа и представляет работы около 40 очень известных и столь же разных художников со всего света. Cреди участников и российские художники Борис Михайлов и Сергей Братков. Во втором музее Франсуа Пино на стрелке Punta della Dogana демонстрируется постоянная экспозиция коллекции. Там можно увидеть и работы, попавшие в собрание с выставок предыдущих биеннале.
ДИ №5/2011