×
Стрит-арт в Галерее А3
Соня Терехова

Город, улица, дом — последовательность ощущений жителя мегаполиса. Работа, дорога, квартира… В этом ряду, кажется, нет места для встречи с независимым искусством. Но тем не менее в Москве, как и во всех мегаполисах, появляются уличные самодеятельные произведения. Данному явлению не так много лет, оно не традиционно для нас, но, конечно же, неизбежно и уже привычно. Чем же наполняется все расширяющийся эстетический вакуум урбанизации? Вандализмом или стремлением к гуманизации недружественной среды? Констатацией пустотности современной жизни или утверждением неких ценностей? Серьезно изучением данного явления пока в Москве не занимались. Выставка в А3 не претендует на систематичное освещение этого вопроса, но обращает внимание на его серьезность.

Название выставки, прошедшей в разгар отпускного сезона в центре Москвы, говорит само за себя. «Этого никто не купит!» — практически слоган, манифест, концепция и, конечно же, юмор. То есть для кураторов выставки интерес представляли не глобальные проблемы функционирования самодеятельной урбанистической эстетики, а то, что происходит с ней, произойдет в недалеком будущем, когда она встретится с традиционными формами презентации искусства.

Идея перенести творчество улиц в пространство галереи не нова. Достаточно сказать, что один из «китов» современного европейского искусства Бэнкси — уличный художник. Сложно представить пока подобное явление в России. Находящийся в стадии формирования дизайн городской среды далек от эстетических тонкостей и в то же время редко создает отчетливые концепции. Возникает вопрос: может, профессиональным художникам стоит выйти на улицы? В отечественном искусстве наиболее удачный эксперимент в этом направлении — акции группы «Война». Они доказали, что стрит-арт может быть выразительным и действенным. Но выставка «Этого никто не купит!» не о том, она обращает внимание на актуальность существования эстетической основы московского стрит-арта.

На выставке были представлены разные авторы. Практически никто из них не знаком завсегдатаям московских галерей, большинство выступают под псевдонимами. Несмотря на свободу, предоставленную художникам, кураторам удалось создать в галерее единое экспозиционное пространство. Зрителей на входе встречает оконная рама, которая, по словам куратора, была найдена на улице в день открытия выставки. На стеклах выведена фраза: «Я рисую на улицах Москвы». Малый зал галереи отведен целостной композиции одного автора, пронизанной ощущениями летнего пляжного отдыха, выполненной в отчетливой профессиональной манере, не теряющей связь с уличной импровизацией. Минимальные изобразительные формы создают ощущение времени, места и настроения. На выставке представлены различные техники, каждый выбрал свой способ перенести искусство улиц в стерильное пространство галереи, но получилось так, что большая часть работ — не представление стрит-арта, а попытка уличных художников создать серьезное галерейное искусство. Вероятно, для многих из них улица — вынужденная эстетическая площадка, с которой они стремятся переместиться на более серьезный профессиональный уровень. Кто-то выставил фотодокументацию своей деятельности, кто-то создал специальные проекты. Много работ, которые представляют словно фрагменты граффити, перенесенные в станковую технику. Они одновременно похожи и на коллажи, и на работы абстрактного художника.

В России всегда существовала тенденция к признанию ценности примитивного самодеятельного искусства. Но уличное искусство сложно отнести к этой области, прежде всего потому, что оно не наивно, хотя чаще всего молодо и в большой степени является продуктом глобализации, информационной сетевой революции. Здесь, в отличие от наивного искусства, сложно отделить самобытных художников от людей, активно работающих с продуктами массовой интернациональной культуры.

Выставка наводит на вопросы еще об одной проблеме — о все нарастающей закрытости, элитарности галерейной художественной жизни. Талантливому человеку с улицы становится все сложнее внедриться в пространство художественной инфраструктуры. В этом смысле акция в галерее А3 уникальна и призывает к преодолению этой границы.

В ситуации данной выставки не существует системы строгого отбора и отчетливых критериев. Каждый, кто имеет желание и силы, может присоединиться к возникшему потоку. Как говорит куратор выставки Алексей Йорш, «у нас нет ограничений, соответственно и критериев нет». В итоге мы встречаемся с витальным искусством, подвижным, но имеющим еще и ценность документа.

Между куратором, художником и зрителем нет дистанции, обозначение данного направления искусства — стрит-арт предполагает отсутствие границ, деклараций, надуманных художественных платформ. Возможно, главный элемент воздействия — эффект проникновения внешнего, экстравертного уличного искусства во внутреннее пространство галереи, недоступное ему, предполагающее камерный, интимный характер представляемых работ. Колебание смыслов, достигнутое организаторами, — большое достижение. Остро стоит и вопрос об имени, узнаваемости. С одной стороны, уличное искусство заведомо анонимно, с другой — быть узнаваемым — естественное желание человека творческого.

В стрит-арте изначально предполагается свобода художника от критики и в то же время стремление к активному воздействию на зрителя. Возникает напряжение вокруг самого понятия «художник». Организаторы выставки подчеркивают, что представляют не сформировавшихся авторов, а молодых людей, которые стремятся быть, стать художниками. В какой-то мере подобная акция показывает естественность существования определенных художественных институций, позволяющих человеку с большой степенью уверенности чувствовать себя зрелым автором.

Стихийное движение стрит-арта теоретически не может быть подвержено воздействию профессиональной художественной среды, но очевидно, что рано или поздно будет возникать их симбиоз. Даже по выбранному материалу, представленному в А3, можно догадываться о его формах. Вероятно, зритель, направляющийся на эту выставку, мог ожидать встречи с искусством агрессивным, урбанистическим. Но, как оказалось в свете галерейных ламп, искусство стрит-арта говорит о тех же тонких переживаниях, что и привычные нам, умело оформленные и уважительно представленные произведения. Получается, что какое бы авангардное художественное движение, будь то концептуализм, абстракционизм, сезаннизм и т. д., ни возникло, если оно подлинно, то приобретает определенный «лирический» оттенок. 

ДИ №5/2011

26 октября 2011
Поделиться: