План внедрения актуального искусства в жилые пространства московского «замкадья» под общим названием «Спальный район» придумала художник и куратор Марина Звягинцева1. После нескольких самостоятельных проектов Марина получила поддержку от столичных институций.
|
Организатором «Спального района», прошедшего в рамках 3-й Московской биеннале современного искусства, выступил ММСИ2, а специального проекта 4-й Московской биеннале «Дом художника» — ГЦСИ. При активном участии префектуры Юго-Западного административного округа Москвы и муниципалитета внутригородского муниципального образования Южное Бутово кураторы Марина Звягинцева и Юрий Самодуров представили интерактивный «музей актуального искусства» из 16 выставок в строительных вагончиках и объектов, демонстрируемых на открытом воздухе.
«ГастАРТбайтеры», принявшие участие в строительстве «Дома художника»:
«Арт-кухня» (Катя Кандыба и Игорь Демиденко), Мария и Наталья Арендт, Ольга Божко, Аннушка Броше, Вита Буйвид, Герман Виноградов, Василий Власов, Леха Гарикович, группа ДДОК (Дарья Домбровская и Олег Кошелец), Константин Звездочетов, Марина Звягинцева, Маша Ив, Игорь Иогансон, Сергей Катран, Сергей и Татьяна Костриковы, Валерий Корчагин, Дарья Кротова, Герасим Кузнецов, Алексей Курипко, Виктор Лукин, Наталия Мали, Андрей Митенев, Маргарита Новикова, Александр Панкин, Ольга Петруненко, Михаил Погарский, Владимир Потапов, Сергей Прокофьев, Жанна Рыбак, Александр Савко, группа «Синие носы» (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров), Владимир Ситников, Леонид Сохранский, Витас Стасюнас, Ольга и Олег Татаринцевы, Виктор Умнов, Арт-группа «FemiDa» (Юлия Новикова и Светлана Смирнова), Елена Хлапина, Марина Черникова, Сергей Чернов, Мария Чуйкова.
О проекте рассказывает Юрий Самодуров
Меня давно интересует паблик-арт — искусство, которое покидает пределы галерей, выставочных залов, музеев, стараясь выйти на прямой контакт с людьми. Я и сам делал подобные проекты — «Игра в солдатики» в Суворовском училище, «Книга художника» в библиотеке совместно с директором центра образования № 109 Евгением Ямбургом. С Мариной я познакомился в школе, где она вместе с другими художниками делала очередной «Спальный район». И мы решили объединить наши усилия. У Марины была идея в Южном Бутове в формате того же «Спального района» на территории местного ландшафтного парка поставить в качестве выставочных залов строительные вагончики и наполнить их художественными объектами. Но мне показалось этого недостаточно. И я предложил включить в проект в качестве соавторов зрителей — жителей Южного Бутова и администрацию муниципалитета. Что мы и сделали.
Действительно, сколько можно ездить жителям окраин в центр города за искусством? Можно же и самим создать свой собственный небольшой музей актуального искусства, который станет культурным центром микрорайона.
Одно дело выставки для подготовленной публики, для специалистов, другое — для всех людей, без исключения, будь то гастарбайтер, домохозяйка, школьник или пенсионер. И это обращение художников на простом, доступном обычным людям языке, я надеюсь, что-то меняет в их жизни. В этом нам признаются сами жители — и те, что принимали участие в создании своего дома художника, и те, которые пришли просто посмотреть на результат. Очень интересно наблюдать за их реакцией. Но чтобы такое возникло, нужна атмосфера свободы. Паблик-арт — это искусство свободного, открытого общества.
О свободе и работа Марины Звягинцевой «Выход», расположенная на поверхности паркового озера. Это воплощенная мечта человека о звездном небе над головой и линии горизонта где-то там впереди, где вода смыкается с небом… То, что в городе невозможно увидеть. Эту тему продолжают «Солнечный дом» Марины Черниковой и «Школа мысли» Виктора Умнова и много других серьезных проектов.
Такой проект сложно представить в Центральном округе Москвы, даже в новом, открытом для новаций парке Горького. Понадобилось бы столько согласований, приехало бы столько начальства, начались бы вопросы… А здесь не было препон. Мы сами отбирали проекты. Нам просто дали парк и сказали: делайте. Мы ведь понимаем, что тут можно, а что лишнее. Мы чувствуем свою ответственность. Хотя вещи жестковатые в экспозиции есть. Например, у нас есть вагончик с провокационным названием «Жизнь убивает». А у Леонида Сохранского в проекте «Добро пожаловать» настоящий хлеб разных сортов и форм, от буханок до просвирок, покрыт золотом и украшен самоцветами. Разве это не яркая метафора? Вроде понятно всем... Тут много смыслов и про фальшивые сокровища, и про настоящие. В общем, хлеб и зрелища слились. В одной галерее отказались от этого проекта. И в Бутове рискованно было ставить, но поставили.
Актуальное искусство снимает какие-то табу, раздвигает рамки, ломает барьеры — в общем, раскрепощает человека. Нас поддержала местная администрация, дала разрешение, и за это ей огромное спасибо. Нам даже выделили немного денег на охрану, помогли решить какие-то организационные вопросы, плотников прислали. Но еще несколько дней назад мы с Мариной думали, что ничего не получится. Если бы не cпонсорская поддержка руководителя строительной организации Александра Горячева, вряд ли бы все это состоялось. Подобные проекты держатся почти исключительно на энтузиазме. И это печально..
Спасибо и жителям микрорайона, которые вместе с художниками и сами включились в проект, всячески старались помочь. Радует, что им это интересно. Посмотрим, как все будет развиваться дальше...
Фото: ДИ/Константин Чубанов
*Разбудить «спальные» районы: интервью с Мариной Звягинцевой. ДИ. 2011. № 4. С. 22–26.
**ДИ. 2009. № 6. С. 138–140.
ДИ №6/2011