×
Новый взгляд на стекло
Виктория Хан-Магомедова

«Апокалипсис» Фидаиля Ибра­гимова представляет собой четырехчастное панно с вогнутыми медальонами, в которых появляются зловещие образы апокалиптических всадников (цветное стекло, металл, гравировка). В «Садах печали» (листовое стекло, авторская техника) Натальи Урядовой возникающие на ярко­синем фоне серебристые образы рождают меланхолические чувства. А Любовь Савельева в трех сосудах-объектах «Игра в кубики», красивых и остроумных, использует богатые возможности гутного стекла в сочетании с росписью и графикой текстов. В работе «Белеет парус одинокий» Наталии Воликовой и Татьяны Новиковой (из трех компонентов) можно любоваться бездонной глубиной стекла и восхищаться умением авторов мастерски использовать гравировку для текстов.

На выставке в Московском музее современного искусства двенадцать московских художников объединения «Новое стекло» (Л. Савельева, Ф. Ибрагимов, Н. Урядова, А. Бутина, Н. Воликова, А. Криволапов, В. Лобов, О. Манукян, Ю. Мерзликина, Т. Новикова, А. Феряев, Е. Ярошенко) почти не следуют традиции сосудного стекла, а реша­ют сложные художественные задачи стеклопла­стики. Экспериментируя, они находят новые изобразительные возможности оптического, цветного, гладкого стекла, применяют техники фьюзинга, моллирования, с успехом используя медные вставки, гравировку. Их работы поражают богатством ассоциативного строя образов («Сумерки» Лобова). Каждый участник по-своему обыгрывает пластический мотив соотношения масс и тектоники, фактурные особенности материала и живописную выразительность цвета («Впечатление» Ярошенко). У Манукяна напряженный ритм вздымающихся языков пламени — красных, синих, черных — прочитывается как символ стихии огня («Пламя»).

Для Савельевой важно создание эмоционально наполненного, художественно-активного пространства в стекле. Поэтому она часто использует медные вставки («Матери», «Идущие»).

Некоторые участники работают в очень сложной технике фьюзинга, или спекания, когда разные по цвету детали из стекла укладываются слоями на изогнутую объемную форму и сплавляются в печи при температуре от 600 до 900 градусов. Художники регулируют процессы сплавления и деформации стекла в зависимости от замысла. Выполненная в технике фьюзинга «Траектория» Ярошенко состоит из нескольких обобщенных, напоминающих птиц форм, входящих друг в друга, образующих красивые конфигурации. Особенно впечатляет выполненная в той же технике «Повозка императора» Криволапова. А моллирование стекла с учетом его особой текучести при нагреве хорошо подходит для создания рельефов. Под воздействием высоких температур уложенные на форму листы стекла заполняют ее и повторяют ее форму. В технике моллирования выполнен богато разработанный, с множеством действующих лиц трехчастный рельеф­панно «Хождение Афанасия Никитина за три моря» Криволапова.

Главная особенность выставки в том, что ее участники вышли за пределы определенных ограничений сферы декоративно-прикладного искусства, уверенно выполняя задачи пластического визуального искусства. Великолепную крупную работу Ибрагимова «Дон Кихот» (в латах, с копьем и щитом — выдувное стекло, металл) нельзя отнести ни к сосудам, ни к статуэткам, скорее, это оригинальная скульптура. На выставке есть и стеклянные «картины», пейзажные витражи («На берегу Неро» Бутина в технике тиффани, и сегодня удивляющей невероятным свечением).

Как некие объекты актуального искусства воспринимаются три крупные работы Мерзликиной («Напряжение») — три больших куба с «крыльями», стоящие под углом. «Весна в городе» Бутиной с яркими, разноцветными домиками напоминает минималистские произведения.

Все участники выставки хорошо освоили секреты стеклоделия и постоянно экспериментируют, находят новые пластические возможности стекла. Каждая работа на выставке вызывает сложный ряд ассоциаций. Потому каждый обнаруживает здесь нечто свое в соответствии с собственными переживаниями.

Это уже вторая выставка проекта «Новый взгляд — новое стекло» в ММСИ, первая состоялась в музее в 2006 году.

ДИ №6/2011

26 декабря 2011
Поделиться: