В одном из залов экспозиции выставки Марины Абрамович в ЦСК «Гараж» проходил новый перформанс-инсталляция «Измерение магии взгляда».
Измерение магии взгляда 2011. Перформанс, интерактивная инсталляция Фото: ДИ
|
Глаза – великие врата, через которые в наш разум входят знания. Из всех органов они наиболее тесно связаны с тем, что мы называем интеллектом. …пословица: глаза – зеркало души имеет прочное обоснование, и мы чувствуем, что выражает она великую истину. <…>Один только орган зрения способен воспринимать раздражитель, который все прочие органы бессильны определить...
Никола Тесла. «О свете и других высокочастотных феноменах» (1893)
В августе 2011 года в центре «Watermill» в Нью-Йорке прошел воркшоп «Искусство и наука: проникновение в бессознательное», на котором Марина Абрамович, американские и российские ученые обсуждали перспективы продолжения перформанса «В присутствии художника» и разработали сценарий нового перформанса–эксперимента. Ученые, в их числе Мирна Вайсман (Колумбийский университет), Би Джей Касэй (Институт Саклера), Надя Штерн (Центр Бразелтона, Швейцария) заинтересовались реакциями людей, вызванными контактом «глаза в глаза» с Мариной. Молчаливый разговор оказался особенным сложноописуемым опытом. У Марины возникла идея, что научный подход к изучению этого опыта может дать ей новый материал и проверить гипотезу, что при взгляде глаза в глаза происходит синхронизация деятельности мозга участников. Фиксировать динамику активности головного мозга решили методом электро-энцефалографии (ЭЭГ). Институт Саклера предложил ресурсы своей лаборатории для постановки и проведения эксперимента, голландский художник Маттиас Острик сделал визуализацию деятельности мозга во время коммуникационных сессий. Сценарий эксперимента разработан вместе с российскими учеными А.Я. Капланом и М. Бурцевым. Двое незнакомых людей в начале сеанса 5 минут смотрят на горящую на полу лампочку, потом 30 минут, по возможности не моргая и не переводя взгляд, друг другу в глаза. Всю сессию ведется запись данных ЭЭГ. На двух экранах представлены визуализации электроэнцелографии каждого мозга, разделенного на области для сравнения активности в разных участках. Если частоты в одних и тех же зонах мозга одинаковы, они соединяются линиями, обозначающими синхронизацию деятельности. До и после сеанса участники эксперимента заполняют анкеты, где подробно описывают свое психологическое состояние и запомнившиеся моменты. Саморефлексию будут сравнивать с показаниями ЭЭГ. Анализ всех этих данных сможет прояснить, что же происходит при длительном визуальном контакте и что такое коммуникация с Другим для самого мозга. Является ли Другой равноправным субъектом коммуникации или мы имеем дело с медитацией, где Другой – лишь зеркало или объект? Особый интерес вызывают данные ЭЭГ самой Марины. Доктор А.Я. Каплан, чья группа будет анализировать полученные данные в МГУ, говорит, что даже на первый взгляд ЭЭГ Марины Абрамович отличается от других: художница не обращает внимания на раздражители, мешающие концентрации на внутренних процессах и работе воображения. Все ее перформансы – сложнейшая работа с собственным сознанием. Важно, чтобы люди, участвующие в эксперименте, были незнакомы: с близким вы будете общаться, искать в их глазах ответ, как они себя чувствуют, о чем думают, как относятся к вам и т.п. Без предыдущего опыта отношения формируются непосредственно в первом акте коммуникации. Опыт участия в перформансе также имеет значение: у меня отношение и эмоции менялись от раза к разу, от беспокойства за второго участника, чувства ответственности за его состояние к «путешествию вдвоем», попытке видеть в глазах другого деперсонифицированную бесконечность. В сентябре 2012 года Laboratoria организует международный междисциплинарный симпозиум «BRAINSTORMS. Художник в контексте нейронаук» посвященный последним исследованиям мозга. Отправной точкой дискуссий будет нейронаучный эксперимент Марины. Мы планируем собрать не только специалистов в области изучения мозга, но и философов, антропологов, лингвистов. Одна из секций симпозиума будет посвящена возможности более полного использования наших внутренних ресурсов – перспективам индивидуального развития когнитивных и творческих способностей.
ДИ №6/2011