В сентябре уже в пятнадцатый раз ЦДХ предоставлял свои залы для ежегодной ярмарки «Арт-Москва». Заведомо коммерческим показом конъюнктурной качественной продукции, дефицит которой наблюдается в российской художественной жизни, этот салон доказывает свою устойчивость и определяет уровень современной галерейной жизни. Год от года совершенствуются способы представления работ участников.
На сей раз решение выделить галереям одинаковые выставочные площади привело к упорядоченности и ясности общей картины, удалось избежать дезориентирующего зрителя давления большого количества разностильных и разноформатных произведений. Галеристам с учетом выделенных 42 квадратных метров приходилось выбирать лучшее из лучшего. В ярмарке приняли участие около 40 галерей, равное соотношение иностранных и отечественных участников, но по итогам продаж зарубежные гости вышли на первое место — 69 %. Отечественные галереи показали проверенных авторов, уже укрепивших свою репутацию (например «Триумф» представил один проект АЕS+F «Allegoria Sacra»). Питерская «AL Gallery» поместила на стенд работы Сергея Катрана, Татьяны Подмарковой, Виталия Пушницкого и др. Галерея «RuArts» отобрала разнообразный материал как зарубежных, так и отечественных художников, например, работы Виты Буйвид соседствуют с провокативными фотографиями Корнели Толленс. Именитых художников мы увидели и на стенде Марата Гельмана: Дмитрия Гутова, Валерия Кошлякова, группу «Синие носы». Из зарубежных галерей можно отметить японскую «Whitestone Gallery», которая представляла модных и востребованных во всем мире Такаши Мураками и Яеи Кусаму. Поскольку в России художественный рынок еще невелик, галереи не могут рассчитывать на немедленную материальную выгоду, но объем продаж не основной показатель эффективности деятельности в рамках ярмарки, часто это рекламная акция и возможность установления связей для дальнейшей работы. Во второй раз время проведения «Арт-Москвы» совпало с работой Московской биеннале. Куратор основного проекта последней Петер Вайбель при отборе работ ориентировался на интерактивность. На «Арт-Москве» подобные эксперименты были единичными и входили в параллельную программу ярмарки. Интересно посмотреть, сколько времени потребуется интерактивному и мультимедийному искусству для того, чтобы перейти из бренда модного в бренд коммерческий. Стандартное меню «Арт-Москвы» организаторы решили разнообразить более острой продукцией, показанной в параллельной программе (например, трехмерные объекты из собрания Пьера Броше). Но это присутствие «образовательного» элемента на практике теряется, коммерческое предприятие оказывается не лучшим местом для экспериментов.
ДИ №6/2011