На вопросы редакции отвечает Алексей Боков, продюсер, куратор, основатель агентства «Bokovfactory», продюсер проекта «Зеркала» Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского.
|
ДИ. Почему вы решили продюсировать фестиваль Тарковского?
Алексей Боков. Я испытываю огромный пиетет к Тарковскому. Поэтому, когда мне поступило предложение от тогдашнего губернатора Ивановской области Михаила Александровича Меня и президента фестиваля Павла Семеновича Лунгина принять участие в работе фестиваля его имени, я с радостью согласился. Мы сошлись в том, что надо сделать фестиваль актуальным, изменить структуру, сформировать новую команду. Наша цель – вернуть в кинематограф большого автора, творчество которого было бы мостиком от Тарковского в наши дни, создавало бы связь времен.
ДИ. Что значит продюсер в арт-проекте сегодня? Существует расхожее представление о продюсере как о человеке, которого интересуют прежде всего деньги, ориентированного на получение прибыли. Это бизнес?
А.Б. Современный продюсер прежде всего работает с идеями, умеет их генерировать, улавливать и делать так, чтобы, как говорится, dreams come true. Воплощать невозможное в жизнь. Продюсеру важно заразить людей своей идеей, помочь художникам, артистам, реализуя творческий проект, совершить волшебство. Он дирижер: сам по себе каждый музыкант прекрасен, но без дирижера не получится оркестр. И всякий раз это небольшое чудо. Как известно, лучшая импровизация – хорошо подготовленная импровизация. И каждый реализованный проект – такое чудо, результат огромной, активной, целенаправленной работы. Я считаю, что это тоже искусство. Мы не продаем рекламные места, а занимаемся фандрайзингом. Работаем с меценатами, создаем мотивации, развиваем культуру меценатства, с тем чтобы формировалась сообщество людей, которые в большинстве своем не являются сверхбогатыми, однако в меру своих возможностей помогают, например, музею. Это то, в чем я вижу смысл и огромное значение. Вместе с ММОМА сейчас мы создаем клуб друзей, активное сообщество людей, которые хотят, чтобы культурные институции развивались. Здесь тот случай, когда много не бывает – чем больше людей вовлечено, тем лучше.
ДИ. Хотелось бы понять, что такое событийное продюсирование.
А.Б. Это создание остроактуальных проектов, которые выделяются из других тем, что зачастую становятся основой для новой тенденции, порождают тренд. Также они имеют постэффект, выходящий за пределы целевой аудитории. В искусство я пришел как событийный продюсер. Я тогда был телевизионным продюсером и предложил Арине Шараповой сделать проект, в котором бы свой взгляд на нее, медиазвезду, представили современные художники, предложив свое видение ее образа в противоположность образу популярному. Это был большой арт-проект «Вопреки». Олег Кулик сделал потрясающую работу «Эстафета», и по сей день достаточно известную. Гор Чахал изобразил Шарапову в огне, фактически сжег. Володя Куприянов создал образ утопленницы. Сергей Бугаев (Африка) сделал работу «Арина I». Но самой известной стала работа AES+F «Отелло. Асфиксиофилия», где Отелло душил прекрасную Арину в образе Дездемоны. Другой большой групповой проект – «Мануфактура», с Александро-Невской мануфактурой, за который я получил «Серебряный венок» в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» как арт-продюсер года. Посчастливилось сделать несколько проектов с Владом Мамышевым-Монро, из которых самым известным, пожалуй, стал «Dolce Revolution». Делал проект с Ренатой Литвиновой, где она выступила в роли фотографа. Все эти проекты стали событиями.
ДИ. Вы сотрудничаете с известными личностями, а возможна ли ситуация, что вы включитесь в работу с каким-то не столь известным художником, режиссером?
А.Б. Да, мы много работали и с малоизвестными авторами. Считаю, что необходимо дать шанс талантливому человеку, и не важно, насколько его имя сейчас на слуху. Например, в ММОМА мы представляем выставку талантливого фотографа Тимофея Колесникова. Мы работали с Ефросиньей Лаврухиной, когда она еще не была известной художницей. С Владом Мамышевым-Монро мы начинали работать не в пик его успеха. Для нас это в порядке вещей, такое происходит постоянно.
ДИ. Вы работали с разными проектами – спектаклями, телевизионными передачами, продюсировали церемонии награждения – например «Инновация», выставки Айдан Салаховой в ММОМА в том числе. Где больше рисков и где больше удовольствия? Во что вы больше лично вкладываетесь?
А.Б. Риск не связан с удовольствием. Бывают рискованные проекты, от которых получаешь много удовольствия, а бывает, рискуешь, но удовольствия мало. Так может произойти с любым проектом. Для меня каждый из них – всегда новый этап, новая ступенька, шанс сделать то, чего еще не существовало, продвинуться дальше по своему пути. В этом принцип создания новых проектов. Но все, что делается – это планомерная работа. Поэтому я каждый раз лично и со всей душой вкладываюсь в проект и знаю, что по-другому нельзя. Более того, не рекомендовал бы заниматься продюсированием человеку, не готовому включиться в это дело полностью и со всей страстью.
ДИ. Проект «Зеркала» в ММОМА: чего ждать зрителям, чем эта выставка важна для зрителей и для вас?
А.Б. Концепция выставки в том, чтобы представить четыре этажа музейного пространства как четыре уровня сознания, четыре мостика через время, четыре перекрестка с творчеством Тарковского. Первый этаж – перекресток трех фильмов с первой книгой, созданной нами о художнике по костюмам Нэлли Фоминой, работавшей с Андреем Арсеньевичем. Хотелось осмыслить Тарковского не только через глубину его фильмов, но и через эстетику восприятия Нэлли Фоминой, через конкретную вещь. Второй этаж – выставка Тимофея Колесникова. Мы помещаем творчество фотографа в пространство фестиваля Тарковского и предлагаем взглянуть на все как бы его глазами. На третьем этаже Антонио Джеуза представляет выставку видеоарта, без которого уже нельзя помыслить крупных кинофестивалей, настолько значимым стало это искусство. А четвертый этаж – лекторий. Пройдя через всю экспозицию, там можно будет еще раз осмыслить и переосмыслить увиденное. Это очень важно – принести частичку фестиваля Тарковского в зимнюю Москву, в один из лучших музеев, ближе к зрителю. И надеемся, верим, что зрители этим воспользуются.
ДИ №6/2015