×
Не на своих местах
Наталья Горожанцева

«Своя земля / Чужая территория». 16 сентября — 4 октября 2015 года. Центральный Манеж.

В Манеже в рамках Московской биеннале современного искусства прошла выставка, посвященная вопросам спорных территорий нынешней геополитики. Куратор Юлия Аксенова объединила более тридцати художников со всего мира в проекте «Своя земля / Чужая территория», чтобы инициировать дискуссию по проблемам, о которых мировое сообщество предпочитает умалчивать.

В современном мире народы, культуры, экономики разделяются в угоду геополитики границами, нарушающими их целостность, деформируя судьбы тех, кто попал под ее силы. Об этом напомнил крымский конфликт, снова разделивший людей на враждующие лагеря и сообщивший о том, что опыт ХХ века с его кровавыми разделами территорий не усвоен и повторяется у нас на глазах.

При этом, как ни странно, самый нейтральный характер имеет серия крымских фотографий Игоря Мухина, снятых художником во время его недавнего путешествия по полуострову. Мухин далек от ангажированного пафоса политического конфликта, иллюстрируя облик Крыма, какой он есть в настоящий момент. Художник «счищает» напластования из чужих мнений, полностью закрывшие собой подлинную ситуацию, и показывает беспристрастную картинку с присущим ей житейским абсурдом повседневности.

Видео Ниры Перег «Авраам Авраам Сара Сара», снятое в Пещере патриархов, бывшей одновременно и мечетью, и синагогой, напротив, демонстрирует крайне эмоциональное вовлечение автора в конфликт мнений. Работа посвящена проблеме сосуществования представителей разных религий на одной территории. Недавний теракт, во время которого были расстреляны молившиеся мусульмане, показал проблемность взаимодействия людей разных конфессий в едином пространстве.

На выставке представлено большое количество видеоарта, и в контексте осмысления проблемы геополитических конфликтов это имеет особенный смысл, поскольку подавляющее большинство информации о тех или иных событиях транслируется в массы благодаря телевидению: новостям, репортажам, программам. Но если их назначение – формирование у пассивного зрителя точки зрения на проблему актуальной с позиции политического момента путем оперирования фактами и их фальсификации, то цель видеообъектов художников – непримиримая критика подобных методов. Используя формально тот же инструмент, что и телевидение – видеокамеру, авторы приглашают анализировать, исследовать информацию, сопоставлять факты, то есть занять активную зрительскую позицию. Художники, избегая агрессивных сюжетов насилия и кровавых подробностей, предлагают взглянуть на политические конфликты философски, с расстояния в «сорок километров от войны», как в видео Сергея Браткова, ближе всех подобравшегося к конфликтной зоне под Донецкой областью.

В некоторых работах автор пытается понять природу человеческого стремления к захвату чужих территорий на примере биологической метафоры – экспансивном росте борщевика в инсталляции «Стог» или борьбы двух видов плесени в работе «Геополитика».

Логическим развитием заданной тематики стали исследования проблем национальной идентичности в условиях, препятствую-щих ее свободному развитию, как в фотосерии Александра Барковского «Цыганские мадонны». Художник пытается осмыслить проблемы, с которыми сталкиваются люди, вынужденные взращивать национальную идентичность в отсутствие «своей земли», политической независимости, в ситуации постоянной неопределенности и неприкаянности на чужих территориях.

Одна из структурных образующих выставки – образ географической карты. По ее принципу построен маршрут, а светло-голубой цвет стен напоминает обозначение водных пространств. Контурные изображения отдельных территорий, проблемам которых посвящена та или иная работа, воспроизводятся в качестве дополнения к экспликации к художественному объекту. Произведения тоже имеют свою топографию. К примеру, диаграмма «Перестановка истории: разбор битвы и экскавация человеческого прошлого» Тиффани Чанг, повествующая о событиях во Вьетнаме, благодаря своей наглядной картографичности позволяет и художнице, и ее зрителям добраться до истинных мотивов трагедии, произошедшей с ее отцом.

Большинство представленных на выставке произведений транслируют персональный, исключительно субъективный взгляд на поставленную проблему. Таким образом, холодность и отстраненность, заложенные в понятии «территория», вытесняются человеческой способностью к сопереживанию.

Среди работ, авторы которых подобно Тиффани Чанг делятся со зрителем личным опытом, выделяется драматическим напряжением видео Аслана Гайсумова «Волга», поднимающее проблему вынужденной эмиграции. Художник рассказывает историю своей семьи, бежавшей от конфликтов в Чечне.

Инсталляция Элизабет Хоук-Доуринг «Вещи, свидетели», посвященная ситуации в Донецке, предполагает соприкосновение с переживаниями другого человека через взаимодействие с предметами мебели, сохранившими память о чужих историях. В географии выставки эта работа занимает одно из центральных мест и превращает бытовые вещи вроде столов и стульев в свидетелей различных событий, произошедших с их обладателями. Предметы находятся
в подвешенном состоянии, выражая гнетущее ощущение нестабильности. Страх перед неизвестностью, перед неопределенностью будущего заставляет сомневаться даже в самых простых и очевидных вещах. Благодаря специальным датчикам объекты инсталляции приходят в движение при приближении к ним зрителя. И это позволяет осознать, что, несмотря на раздробленность и нетерпимость, люди связаны друг с другом и находятся в непрерывном потоке взаимовлияния и взаимодействия.

При всем многообразии авторских размышлений на тему выставки ее лейтмотивом стал призыв к осознанию единства человечества и при всем разнообразии опыта, связанного со спорными зонами современной геополитики. «Своя земля / Чужая территория» – это один из первых масштабных и комплексных художественных откликов на череду событий последних лет. Проект выявляет «больные места» на карте современного мира, и критическое осмысление – единственно возможный путь их кардинального решения.

ДИ №6/2015

31 декабря 2015
Поделиться: