«ГОРИЗОНТАЛЬ». Проект параллельной программы 6-й Московской биеннале современного искусства. 25 сентября – 1 ноября 2015 года. Московская область, Орехо-Зуевский район, Международная творческая усадьба «Гуслица»
Проект «Горизонталь» – продолжение проекта «Гуслица: Дом культуры» который был представлен на прошлой биеннале и заявил тему коммуникации между городом и провинцией. Важным лейтмотивом предыдущего проекта было «взращивание» (любимое слово директора творческой усадьбы Ирины Николаевой), теперь же пришло время «цыплят по осени считать», «что выросло, то выросло», в том числе и буквально. За эти два года в Гуслице расширился огород, а мелкой полезной живности стало так много, что никто ее толком даже посчитать не может: гуси, утки, цесарки, куры, козы. Весь этот непуганый сельскохозяйственный зоопарк гуляет между уличных объектов скульпторов Митенева, Плохоцкого и Чернова, таким образом проблематизируя возможность гармонии между рафинированным городским паблик-артом и небольшой сельской общиной, того самого хайдеггеровского эйдоса.
Гуслица – бывшая фабрика Морозовых, памятник промышленной архитектуры конца XIX века. В советский период тут находилась ткацкая фабрика. Во время приватизации 1990-х это место несколько раз переходило из рук в руки, было полностью разрушено производство, а все оборудование распродано на металлолом. Осталось только потрепанное здание разбитой фабрики. Новые владельцы Ирина и Михаил Николаевы выбрали джентрификационный путь – сделать культурный центр, как на АРМО, Артплее, Винзаводе или Красном Октябре, только в двух часах езды на электричке от Москвы. Это необычное место, напоминающее одновременно и лофт, и обиталище Робинзона, расположено неподалеку от средневекового Егорьевска, где находится один из лучших в стране краеведческих музеев. Хотя местность, окружающая фабрику, по подмосковным меркам малолюдная, у нее интересная история. Столетия назад это было труднодоступное болотистое место, куда исстари сбегали люди, имевшие проблемы с властью. В конце ХVII века после Церковного раскола сюда со всей страны стали переселяться староверские общины. К середине ХVIII века здесь сложилась своеобразная конфедерация, где мирно сосуществовало несколько сообществ, объединенных репрессиями со стороны властей, вставших на сторону никонианской версии православия. Грамотность в старообрядческих деревнях была очень высокой: старообрядцы сохраняли свою веру и учили детей грамоте, так как староверские отличия сложные и неграмотному человеку в них не разобраться. Поскольку их окружало по большей части малограмотное население, в Гуслице развивалось ремесло переписчиков. Был создан оригинальный стиль с узнаваемым гусличным набором цветов: темно-синий, зеленый, красный, золотой (вариант – желтый).
Потому горизонтализация и деколонизация стали центральными темами для гусличных биеннальных проектов, они органичны историческому бэкграунду. Горизонтализация за последние пять лет стала одной из трендовых тем в современном искусстве. Довольно сложно понять, какую роль сыграла в этом просветительская деятельность сообщества «Медиаудар» (постоянного участника всех биеннальных гусличных проектов), а какую – объективные обстоятельства. Горизонтализация – это социальная технология, возникшая на стыке искусства и общества, точнее, той его части, которую в Европе называют третьим сектором: общественные организации, фонды и т.п. У нас в России эта сфера сильно деформирована: с одной стороны, политизирована, так как деятельны правозащитные и параполитические организации, с другой – неадекватно мала (в Германии на нее приходится четверть экономики). Очевидно, что эта ситуация не удовлетворяет общественный запрос. Художники, нередко более чуткие, чем политики и политические эксперты, чаще обращаются к темам горизонтализации и связанные с проблемами автономии, децентрализации и пр.
Скульптор и один из кураторов выставки Михаил Плохоцкий (совместно с А. Третьяковой, О. Юшковым и автором этой статьи) целыми днями трудился над своим новым объектом на заднем дворе. Многолетняя работа в Гуслице воплотилась в серию «Сопротивление материалов», в которую также вошла работа «Акация ДМТ». Для выставки «Горизонталь» был специально сделан «Информационный коллектор». Привожу авторское описание концепции этого объекта: «Коллектор – это скульптурно-звуковая инсталляция. Проект основан на событиях, ранее происходивших в данном месте. Коллектор как некая структура, несущая разнообразные потоки информации, консервирует состояние и среду прошлого и отражает в настоящем. Упорядоченная структура превращается в хаотичный пучок отголосков и воспоминаний. Коллектор – фантасмагория информационного хаоса; сплетни, разговоры, шепоты и музыка текут по каналам и смешиваются в звуковую какофонию, обрушиваясь на зрителя и вовлекая его внутрь себя. Таким образом, мы погружаемся с атмосферу времени и событий, происходивших в арт-резиденции в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства в 2013 году». Эта монументальная инсталляция удивительно напомнила артивистский (арт-активистский) проект «Радио Пушкин». Его много лет вело ижевское кластерное сообщество «Творческая дача» в разных частях Удмуртии, когда члены сообщества захватывали участки городского пространства, устанавливали что-то вроде столба с радиоточкой и транслировали нечто странное, записанное в других районах республики. Это могла быть матерщина какого-то бомжа или, наоборот, что-то душевное. Степень легальности мероприятий была разной, действенность тоже. Бывали случаи, когда подобная «фейковая» точка становилась на какое-то время СМИ прямого действия. В 2008 году такой «балаганчик» за неделю успел подготовить фильм о том, что детям не выдают проездные, хотя обязаны, и это дало результат. Артивистское искусство, находящееся на стыке между contemporary art и социальными технологиями, в силу своей практики тяготеет к жанрам, не требующим большой материальной базы. Скульптурная инсталляция – в определенном смысле противоположность артивизму. Однако возможность подобной коммуникации интересна как опыт экспериментального взаимодействия. Кроме того, может рассматриваться как сюжет взаимодействия через поколения, когда обнаруживается, что многие прогрессивные молодые люди с большим интересом относятся к тому, что осталось от советской культурно-образовательной инфраструктуры.
ДИ №6/2015