×
Закон сохранения материи
Джульетта Саркисян

Произведение из макарон и кетчупа Мишеля Блази можно было увидеть на 3-й Московской международной биеннале современного искусства (2009), сейчас в основном проекте 57-й Венецианской биеннале современного искусства саморазрушается его работа «Aqua Alta». Персональная выставка Мишеля Блази проходит в галерее Art : Concept (Париж) до 22 июля.

 

 

Французский художник Мишель Блази исследует отношения органического и неорганического, создавая «живые» объекты. Его трансформирующееся искусство меняется в ходе времени из-за специфических и недолговечных материалов. Художественный метод Блази состоит в показе процесса их эволюции: работы «живут» внутри выставочного пространства, меняя свою форму или теряя ее. Они состоят из предметов обихода: продуктов питания, растений, насекомых, технических устройств или химических веществ.

Формальная структура произведений Блази не всегда очевидна зрителю, но при внимательном рассмотрении можно опознать материал, из которого создан объект. 

Например, в художественной галерее им. Розы Бонер в Шевильи-Ларю (Франция, 2009) одну из стен галереи покрыли смесью, которая постепенно прорастала плесенью, с потолка свисали полые инсталляции из хлопка с живыми растениями, на полу лежали скульптурные массы из полиуретановой пены, покрытые той же смесью, которая со временем естественным образом меняла свою структуру.

Одно из помещений французского дворца Chamarande на выставке «Жить» («Vivre», 2014) было заполнено рыхлым, бесформенным пенопластом. Из него же сделан покрытый шоколадным кремом куб с дырой в одной из граней, чтобы зрители могли проникнуть внутрь. Через небольшое круглое отверстие в одной из стен помещения сыпался порошок какао, образующий шоколадную горку на пенопласте.

С середины 1990-х годов художник начал экспериментировать с мыльной пеной, полученной из средства для мытья посуды. Масштабная инсталляция «Падасад» («Falling garden», 2007) в выставочном зале Kunstraum Дорнбирна (Австрия) напоминала перформативный объект. Хрупкие образования, невесомые тела из пены раскрывались на глазах у зрителей по всему пространству – на полу и потолке. Инсталляция зависела от атмосферных условий; массы пены под крышей здания опускались вниз, заполоняя галерею.

В дальнейшем Блази продолжил работать с этим материалом в проекте «Пенящиеся столбы» (2011) перед Kunstverein zu Assenheim в Ниддитале (Германия); на выставке «Формы жизни» («La Vie des formes», 2012) – перформативная скульптура «Нежелательный сад» («Junk Garden») в художественном музее в Тулузе (Франция); на выставке «Bouquet final» (2012) в старинном здании коллежа Bernardins в Париже и т.д.

Выставочное пространство для Блази это лаборатория, где произведения проходят стадии роста и распада. Художник обращался к эстетике взаимодействия в нескольких масштабных работах, где разрушение произведения происходило при участии зрителей-соавторов. В «Пропавшем саду» он выполнил рисунок на полу центрального помещения колледжа в Сан-Франциско, гигантского промышленного здания, бывшего центра ремонта автобусов. Геометрические формы сада, нарисованные меловой пастой, постепенно исчезали из-за перемещений учащихся и преподавателей. На выставке «Le Grand Restaurant» (2012) в инсталляции «Закрытая схема» посетители могли зайти в комнату и получить на ужин карпаччо из говядины, в то время как комары «питались» ими. В работе из того же проекта «Скульптура. Бар из апельсинов» посетители выжимали апельсиновый сок, оставляя корки в фруктовой массе, которая обрастала плесенью.

Блази придает привычным биологическим субстанциям несвойственные им формы, разрушая наши ассоциации, связанные с ними, и позволяя проявиться в порождении новой жизни. Например, сырые макаронные изделия он собирал в геометрические конструкции; скульптура же из сваренных спагетти постепенно распадалась в работе «Солнце» («Soleil», 2000).

«Живые» произведения Блази требуют ухода и постоянного присмотра, как, например, инсталляции из алюминиевой фольги, соевой вермишели, овощного пюре, пены, корма для собак, хлопка и других составляющих на выставке «Post Patman» в Токийском дворце (Париж, 2007).

Художник занимается своего рода визуализацией закона сохранения материи.

Работы в рамках одной выставки развиваются по-разному, следуя собственному темпу. Свойства материалов и их реакции зависят от условий окружающей среды – света, влажности и температуры. Ряд работ может обмануть восприятие времени: в «Фонтане из пены» на выставке «Post Patman» в Токийском дворце белые завитки, вздыбившиеся из пластиковых мусорных урн, на первый взгляд кажутся замороженными формами, но через некоторое время замечаешь, что они подвижны.

На выставке «Гостиная» («Living room», Нуоро, Италия, 2016) Блази создал жилье, в котором органические элементы – растения, продукты питания – техникой. Музей превращается из стерильного выставочного в жизненное пространство, где проявлены прорастание и разложение живого. Художник предлагает модель выставки, которую имеет смысл посетить несколько раз. «Гостиная» открывает путь к размышлению о взаимоотношениях природы и цивилизации: жизнь всегда побеждает, используя любую возможность для проявления.

Последние работы Блази с электронными устройствами отображают связь эволюции технологий на фоне стойкости естественных природных процессов. Из фотокамер, принтеров и ноутбуков произрастает зелень, они теряют свои функции и становятся вместилищами для живых организмов. Эстетизация разрушения живого служит наглядной иллюстрацией многообразия жизни.

Искусство Блази требует вновь и вновь возвращаться к его просмотру, ведь в каждый момент зритель видит не конечный объект, а его становление. Объекты изменятся через неделю, а возможно, через день или час. Постоянные изменения наполняют его работы событиями. Фотодокументация произведений, опубликованная в монографии (2015), не только подтверждает существование эфемерных работ, но и дает иное видение его искусства. Музеи хранят в своих коллекциях эскизы, описания, инструкции по выполнению тех или иных проектов Мишеля Блази. Таким же образом и коллекционеры приобретают его работы, так как большую часть их легко воспроизвести.

Творчество Мишеля Блази меняет фокус с объекта искусства на показ процесса его формирования, трансформации и деструкции. Блази заставляет нас примириться с произведениями искусства, которые никогда не примут окончательную форму.


 

28 июня 2017
Поделиться: