Московский музей современного искусства показал на площадке в Ермолаевском, 17, масштабную ретроспективу Валерия Айзенберга «MigRatio». На четырех этажах была представлена миграция художника, поиски новых средств выражения, последовательный отказ от привычного, смена техник и языков. Выставку дополнила книга «Валерий Айзенберг. CV иллюстрированное» (MAIER, 2017). В статью вашли комментарии автора из каталога выставки.
|
Выставка Валерия Айзенберга носит ретроспективный характер и показывает все стадии эволюции, изменений, прорывов, отрицания предыдущих стадий, в том числе стадии отказа от собственного художественного образования. Художник, владеющий безусловным живописным даром, покидает свою альма-матер и рвется в другое, новое пространство. Прекращает работать с принятыми, освоенными пластическими ценностями, пользоваться пластическим образным инструментарием, а обращается к новым технологиям, новым стратегиям, уходит к новым видам искусства – видеоарту, перформативным практикам. Он переворачивает холст, показывая нам его оборот, полемизирует внутри себя с усвоенной школой. На протяжении творческого пути Айзенберга это происходит не один раз.
В каталоге можно увидеть эти периоды. В нем переплетение биографии и творческой хронологии очень показательно и позволяет легко проследить эти этапы, кризисные и критические точки.
Леонид Бажанов
Текст Сергея Кускова «Лирически концептуальная живопись» был написан в 1989 году к моей выставке во Франкфурте-на-Майне. Я посчитал правомерным поместить его в мой каталог, так как это уникальный пример советской искусствоведческой статьи, последний в своем роде.
Автор мыслит привычными для того времени категориями, но пишет в режиме форсажа, даже камлания, будто и вправду делает это в последний раз. Поэтому как неоспоримым фактам веришь тому, что о тебе написано – всегда интересно знать все о твоих внутренностях; узнать, как в твоей творческой деятельности означается интуитивное, и какое соотношение в нем природного (животного) и разумного. Он опровергает фразу одного арт-критика, что сегодня бессмысленно сравнивать левую половину картины Рембрандта с правой. Сергей Кусков оказался великолепной кометой на излете эры советского искусствознания. И вылетел за ее пределы.
Валерий Айзенберг, 2017