Экспозиция «НАИВ…НО», посвящена взаимодействию профессионального и непрофессионального изобразительного искусства, их взаимному влиянию.
|
В истории изобразительного искусства от первых опытов авангарда ХХ века и до произведений актуального искусства между профессиональными художниками и наивистами сложился невербальный диалог. Он стал особенно заметен в мировой и отечественной культуре в то время, когда язык примитива вошел в визуальную практику таких художников, как Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк и многих других хрестоматийных классиков европейского искусства.
Впервые выставленные в 1886 году в Салоне независимых художников в Париже картины Анри Руссо, художника без профессионального образования, поначалу вызвали непонимание и получили широкий негативный резонанс в обществе. Однако, отвергнутые академистами и публикой, его работы не остались незамеченными новаторами и коллекционерами. Довольно скоро полотна таможенника Руссо, как его называли, начали покупать столпы французской культуры Гийом Аполлинер, Поль Синьяк, Робер Делоне и другие знатоки искусства. В 1905 году Гертруда Стайн писала о том, что Матисс принес в мастерскую Пикассо африканскую скульптуру, которую оба коллекционировали и на эстетику которой опирались в своих поисках новых методов изображения, что говорит о глубоком интересе к иным, не академическим, пластическим формам.
Если европейские авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов и искусством внецивилизационных культур, то молодые русские художники нового авангардного направления обращали внимание на различные формы народного творчества: вывески магазинов и ремесленных мастерских, лубочные картинки, детские рисунки. Они активно использовали язык примитива, архаическую форму и народную символику в образном решении своих произведений. На выставке футуристов «Мишень», открывшейся 24 марта 1913 года в художественном салоне на Большой Дмитровке в Москве, молодые футуристы во главе с Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Кириллом Зданевичем, Александром Шевченко и Михаилом Ле-Дантю наряду со своими работами выставили произведения тогда еще неизвестного самоучки Нико Пиросмани, которые из Тифлиса привез поэт Илья Зданевич.
В экспозицию вошли четыре полотна Пиросмани: «Девушка с кружкой пива» (собственность М.В. Ле-Дантю), «Портрет И.М. Зданевича», «Мертвая натура» и «Олень» (все – собственность И.М. Зданевича). Кроме того, вместе с ними были показаны детские рисунки, рисунки «неизвестных авторов», старые лубки, африканская скульптура, вывески 2-й артели живописцев и вывеска парикмахера, вывезенная Ле-Дантю с Кавказа, а также работы двух любителей: Г. Павлюченко и Т. Богомазова. Это искусство непрофессионалов стало подлинным открытием для московской публики.
То были годы, когда в России, по словам Дягилева, «двадцать школ рождались в месяц». На олимпе новаторских течений одно направление сменяло другое с необычайной скоростью, художники постоянно искали вдохновения в новых темах и формах творчества. Примитивизм как метод формообразования прочно вошел в пластический язык эпохи постмодернизма, в том числе в нонконформизм и современный нам концептуализм.
Несмотря на то что активное взаимодействие профессионального и непрофессионального изобразительного искусства в экспозиционном пространстве существует с конца XIX столетия, тема их диалога редко звучит в контексте современного искусства. Именно на стыке творчества «наивов» и художников-новаторов мы находим нечто новое, что требует исследования и анализа взаимных влияний. Этому уникальному явлению посвящена экспозиция «НАИВ… НО», открывшаяся 2 февраля 2017 года в главном здании Московского музея современного искусства на Петровке, 25. Совместное экспонирование произведений профессионалов и наивистов наглядно демонстрирует сходство их мотивов, стилистик и тематических пластов, зачастую стирает границы между ними, исключая само определение «наив».
Музейная экспозиция посвящена образу человеческого бытия как некоего жизненного пути с момента рождения до смерти и перехода в вечность. Тематическому содержанию выставки соответствует и построение ее пространства. Музейная анфилада второго этажа представляет в череде залов сменяющиеся ассоциативные группы, основные вехи жизни человека, ту реальность и то «Бытие», которые определяли творческие поиски и переживания за судьбу человека в искусстве наивистов и примитивистов.
«Наивный» раздел выставки представлен самыми известными именами этого направления: Нико Пиросмани, Павел Леонов, Катя Медведева, Владимир Зазнобин, Елена Волкова и др. В экспозицию вошли также работы европейских звезд Анри Руссо и Ивана Генералича. «Профессиональная часть» представлена работами классиков авангарда Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова и представителей нонконформизма и «левого МОСХа» 1960–1980-х годов. Завершается этот ряд произведениями последних десятилетий художников актуального направления.
Далеко не все творчество самоучек можно причислить к наивному, многие переросли это определение. Их отличие не в манере исполнения, подчас близкой к детскому рисованию, но в осмыслении действительности, в реакции на окружающий мир. Как правило, наивное искусство самобытно, замкнуто в рамках мировоззрения автора и не корреспондирует с внешними течениями или традицией. Мастера-наивисты сложно и медленно воспринимают внешние влияния, благодаря чему такие классики наива, как Иван Селиванов, Елена Волкова, Катя Медведва, Василий Сарычев, Павел Леонов, Владимир Зазнобин, сохраняют свою уникальную художественную манеру на протяжении всей жизни. Их живопись, графика и пластика выполнены на высоком уровне мастерства с использованием свойственных только им оборотов формально-пластического языка.
Зритель, как правило, стремится провести четкую границу между искусством в академическом его понимании, профессиональным, и творчеством художников, не получивших специального образования, однако это не всегда возможно: перед нами явление одного художественного ряда. Несмотря на привычку говорить о наивном искусстве в довольно узких рамках сюжетной и стилистической линий, свежий взгляд на их живопись и графику с точки зрения современных процессов в изобразительном искусстве дает возможность ясно увидеть схожий с новаторами набор художественных приемов. Отказ от академизма и принципа мимесиса художников-новаторов ХХ века сблизил их работы с произведениями наивистов, с их самобытными художественными методами. Но если выйти за рамки традиционных представлений о стиле живописи «наивов» и приблизиться к современности, мы увидим, насколько сегодня может быть разнообразен язык и оригинально воплощение идей художниками-самоучками.