×
Структурная типология
Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано, Татьяна Волкова, Ильмира Болотян

Московская Триеннале придумана музеем современного искусства «Гараж» как масштабная выставка, которая будет знакомить с творчеством художников из разных городов России. 

Главная задача проекта – проанализировать процессы, которые происходят в региональной художественной среде. Шесть кураторов, собранных комиссаром проекта Кейт Фаул, побывали в 40 городах России, встретились с сотнями художников, выбрали 68 и на два месяца заполнили их работами пространство музея.

Екатерина Иноземцева

Мы объездили множество мест. После Урала возникает разреженная среда, кото-рая тянется до Владивостока. Расстояния между городами становятся все больше, а возможностей для коммуникаций все меньше. За Новосибирском, Омском, Томском – крупными областными центрами – Магадан, Хабаровск, Иркутск, где с информацией, с возможностями выставиться или интегрироваться в процессы современного искусства куда сложнее. Мы отдаем себе отчет, что упустили каких-то художников, но охватить все крайне сложно. Через три года состоится новая Триеннале, для подготовки которой создана онлайн-платформа, аккумулирующая информацию о художниках.

 

Андрей Мизиано

Исследовательская часть началась весной прошлого года, когда директор музея Антон Белов и кураторская команда обрисовали концептуальные контуры проекта, выбрали направления работы и установили фокус на регионах. Переписка с местными художественными сообществами – художниками, кураторами, критиками, журналистами – позволила выстроить наши маршруты. К концу лета 2016 года кура-торы привезли свои отчеты и перешли к обсуждению, какую форму эти исследования могут принять.

 

Татьяна Волкова

Знакомство с локальными контекстами и авторами даже при том, что часть из них мы знали и раньше, диктовало свою логику. Нашей задачей стало ее выявить и продемонстрировать в выставочном, дискуссионном и перформативном форматах. Каждая директория – отдельная выставка или исследование – показывает важные фигуры и тенденции, и именно на их взаимодействии в одном музейном пространстве мы пытаемся выстроить общую карту художественных практик. Это очевидно утопическая задача для однократного выставочного и дискуссионного события, поэтому был выбран формат триеннале. После закрытия выставки работа продолжится в виртуальном (онлайн-платформа) и образовательном (арт-резиденции – проект, который пока в разработке) направлениях.

 

Екатерина Иноземцева 

Художники появляются в неожиданных местах и неожиданным образом. Например, я приехала в Грозный, и там ничего нет. Современное искусство не на повестке дня. Самая радикальная организация – Академия художеств. Культурная жизнь сводится к эстрадным выступлениям и массово-развлекательным мероприятиям. Среди всего этого прекрасная молодая женщина Айшат Адуева основала частный Центр современного искусства: небольшое пространство с подвальным выставочным залом и антикафе на верхнем этаже. Там у нас и проходили встречи с художниками. Однажды ко мне подошел парень и сказал: «Катя, извините, я вообще не художник, но у меня есть камера, я иногда фотографирую и снимаю видео» и показал свои видео-работы. Смотрю и понимаю, что у человека идеальный глаз: абсолютное попадание. Так Заурбек Цугаев появился на Триеннале. Это первая в его жизни выставка, и, возможно, он будет продолжать художественную карьеру. Мы взяли его триптих. Крупным планом сняты три пары рук: почти столетней бабушки художника, ребенка и слепого подростка. Мне очень нравится первое, где старая женщина с руками, испещренными глубокими морщинами, впервые берет в руки IPhone. Она плохо видит, не попадает в иконки. На это можно смотреть бесконечно, будто снят необозримый промежуток времени длиной в столетие.

Потом я поехала в Калининград. Там замечательный калининградский ГЦСИ с кураторами Еленой Цветаевой и Женей Уманским. Идет второй день просмотра портфолио. Выпускник ИПСИ Антон Забродин, который представлен в директории «Общий язык» «новыми флагами», говорит мне: «Мой друг Саша Матвеев, очень хороший фотограф, не смог прийти на показ, можно я покажу его снимки?». Смотрю: выразительные фотографии балтийского взморья, сделанные с октября по май. Беру.

С куратором Сашей Обуховой случалась такая история. Саратовский автор Александр Баюн-Гнутов, маг и волшебник, создающий мифы вокруг художественной и личной биографий, присылает на встречу с Сашей посредников, потому что духи не позволили ему явиться самому.

То есть отбор был максимально честный, не связанный с личными симпатиями и контактами. Приятно, что многие авторы подготовили новые работы, мобилизовались за такой короткий срок . Например, участники творческого объединения «Куда бегут собаки» сделали совершенно удивительную работу «Робокадило». Это, собственно, кадило и одновременно сложный компьютерный прототип, который ловит новостные потоки и в зависимости от преобладания плохих или хороших новостей определяет уровень зла. Кадило бешено раскачивается, чадит, из него идет запах ладана, когда со злом в мире не все порядке.

 

Андрей Мизиано

Исследование, которое мы должны были представить в выставочном пространстве – отправная точка Триеннале. Известный и неизвестный художник – здесь категории субъективные. Известный одной аудитории совершенно неизвестен другой. Биеннальные события и любая выставка создаются не толь-ко для художественного сообщества, но и для широкого зрителя, который склонен игнорировать логику известности или безвестности. Лучше всего эта логика раскрывается через фигуру Дмитрия Пригова, чье влияние на художественное сообщество в Москве и регионах продолжает распространяться. Многие опрошенные 08 нами люди часто упоминали его имя, говоря, что в свое время им попала в руки его книга и что-то в их жизни изменила. По большому счету появление фигуры Дмитрия Пригова можно было трактовать как включение большого имени, но в регионах именно его влияние оказалось очень заметно.

 

Ильмира Болотян

После каждой поездки кураторы показывали друг другу собранный материал и подробно обсуждали его. Оказалось, что нет какого-то единого признака, по которому можно типологизировать весь объем. Главным для нас в этом процессе было личное общение с художниками и «гениями места», с самим местом. Возникла идея «социального триеннале», основной целью которого стало соединение в одном событии разрозненных и разбросанных на большой территории художников и исследователей искусства. Чтобы продемонстрировать все разнообразие художественных практик, выявленных в процессе исследований, мы сформулировали семь векторов (или директорий): «Мастер-фигура», «Искусство действия», «Верность месту», «Авторские мифологии», «Общий язык», «Локальные истории искусства», «Морфология улиц».

 

Екатерина Иноземцева

Наши директории – это не тенденции. Страна огромная, художников много, у всех разные практики. Поэтому мы, руководствуясь завета-ми русских формалистов, делаем структурную типологию.

Например, мы обнаружили, что некоторые художники не мигрирует, не переезжают в большие центры, не учатся, за редким исключением, современному искусству, а занимаются местной проблематикой – это директория «Верность месту».

Мы взяли работы, которые были сделаны с 2012 года. Оказалось, что это символическая дата. Начало очередного путинского срока, погружение в подмороженную ситуацию: внутренняя неопределенность с тем, что можно, а что нельзя. На это даже не социально-политическое, а климатическое положение дел самым чутким образом среагировали художники. Они начали создавать собственные автономные системы с хорошо разработанным художественным языком. Годами работают с мифом, что отражено в директории «Авторские мифологии». Но есть художники, объединенные в «Общий язык», которые интегрированы в профессиональное сообщество, хорошо обучены, имеют международный выставочный опыт, такие как Анна Титова и Стас Шурипа или Саша Пирогова. Они осваивают мировой художественный язык и могут с одинаковым успехом выставляться в Нью-Йорке, Лондоне, где угодно.

 

Ильмира Болотян

Физически невозможно показать тот или иной локальный контекст в рамках Триеннале, поэтому возникла идея пригласить искусствоведов, музейных работников, кураторов и других деятелей, хорошо знающих художественную среду своего края, чтобы они рассказали о ситуации, в которой работают, показали работы художников, оставшихся за рамками выставки. Это будут мини-конференции, участники смогут познакомиться друг с другом, расширить круг общения. Программа сформирована таким образом, чтобы соединить людей, ранее не имевших возможности взаимодействовать друг с другом.

Также «Гараж» запустил веб-платформу о современных российских художниках и локальных арт-сценах. На первом этапе реализации проекта на сайте появилась информация о ходе и результатах кураторских исследований. Со временем она будет дополняться, сайт превратится в ресурс о российском искусстве на русском и английском языках.

4 июля 2017
Поделиться: