×
На многолетнем старте
Валерий Леденев

Площадка молодого искусства «Старт» открылась на «Винзаводе» в 2008 году и стала настоящим социальным лифтом для начинающих авторов, еще не имевших послужного списка и выставочной биографии. Школа фотографии и мультимедиа им. А.М. Родченко, созданная в 2006 году, тогда еще не набрала нынешних оборотов, школа «Медиа-АртЛаб» не открылась, бум художественного образования в столице еще не насту-пил. Так что «Старт» был едва ли не единственной кузницей кадров на московской арт-сцене, разделяя эту роль с Институтом проблем современного искусства. Кураторы, отбиравшие работы, регулярно менялись, каждый оставлял свой характерный след. Сегодня художники «Старта» успешно продолжают начатую карьеру, одни – радикально сменив стратегию работы, другие – оставшись верными выбранному пути.

Евгений Антуфьев.

Объекты защиты.

(18.12.2008 – 25.01.2009)

Куратор Анастасия Шавлохова

Первым куратором «Старта» стала Анастасия Шавлохова. Она была энергичным, но осторожным куратором. В интервью рассказывала, что увлекается экспериментами с формой и пространством, которые выливались в изобретательные кунштюки, вписанные в фактурные интерьеры. В разное время здесь возникали «Конструктор» Дмитрия Теселкина: пазл из одинаковых деталей, хтонически разраставшийся во все стороны, или гигантский холодильник петербургского дуэта Milk&Vodka, внутри которого открывался туннель, уходивший в бесконечность. С акционистами и «протестным» искусством Шавлохова работать не стремилась и, по ее признанию, не особо умела . Пожалуй, самым успешным стартом на «Винзаводе» стали «Объекты защиты» Евгения Антуфьева, тогда еще учившегося в ИПСИ и не имевшего опыта выставок. Приехав в Москву из Кызыла, он показал на «Старте» настоящий кабинет редкостей: сухие травы, кости животных, самодельные куклы и прочие атрибуты, сложившиеся в шаманский инвайронмент.

Самореферентный мистицизм Антуфьева оказался симптоматичным для ситуации конца нулевых. Российское искусство пережило рыночный успех и популярность, обзавелось музеями и биеннале, освоив эсперанто международного contemporary art, но не стремилось артикулировать собственную позицию в отношении сложившегося порядка («стабильность» – слово тех лет).

В 2009 году Антуфьев получил пре-мию Кандинского в номинации «Молодой художник», затем участвовал в выставке «Остальгия » в Новом музее, Нью-Йорк (2011), открыл персональную выставку в итальянском Collezzione Maramotti (2013), и построил инсталляцию для Манифесты в Цюрихе (2016).

 

Устина Яковлева.

Усть-Цильма

(11 – 27.06.2010)

Куратор Арсений Жиляев

Арсений Жиляев, художник и куратор, сменивший Шавлохову на «Старте»,критиковал коммерциализацию искусства и одновременно призывал к рефлексии на тему советского наследия, где все еще таился нераскрытый потенциал. Любопытно, но в подобной трактовке даже формалистические проекты приобретали политический оттенок. Если у самого Жиляева в абстрактном рисунке на бумаге проступали траектории нового рабочего движения, то, к примеру, скульптуры Ивана Горшкова с выставки «Паркур» представляли собой «деформированный образ человеческого тела, пытающегося вернуть себе городское пространство».

Подобная стратегия дала о себе знать уже на первой кураторской выставке Жиляева «Усть-Цильма» художницы Устины Яковлевой. Она показала рисунки на бумаге с беспредметными биоморфными формами, детально выписанными шариковой ручкой. Проект был автобиографическим: в селе Усть-Цильма родилась мать художницы, а рисунки символически представляли реку Цильму. Игра черного и белого на бумаге описывалась как диалектика бинарных оппозиций. Работы были столь абстрактны и герметичны, что становились пластичными в плане возможных интерпретаций и неуязвимыми для обвинений в тривиальности. Детально проработанные рукой художницы, они в буквальном смысле обнажали труд, вложенный в них автором.

 

Владислав Кручинский.

Цветовые квадраты ментально порабощают классового врага

(17.03 – 17.04.2011)

Куратор Арсений Жиляев

Интерес Жиляева к рефлексии советского наследия отразился на выставке «Vertigo» Валентина Ткача. В его картинах посреди цветовых разводов и потеков проступали постройки эпохи послевоенного советского модернизма, съеденные ржавчиной и пережившие свой персональный «конец истории».

Среди художников жиляевского «сезона» на «Старте» особняком стоял Владислав Кручинский, автор блистательных политических карикатур и графических памфлетов, обыгрывающих социополитические реалии с опорой на критические тексты современной политологии и пос колониальной теории.

Кручинский был настоящим дебютантом, занятия искусством совмещал с карьерой ученого-африканиста, в качестве ориентиров избрал не историю искусства, а жанровое кино в духе американской студии Troma Films. Их легендарный фильм «Токсичный мститель» «подсказал» название журнала Кручинского «Токсичный комсомолец». На его страницах в карикатурной форме рассказывалась история возникновения портала Wikileaks, проекта создания робота-чиновника и повесть о цветовых квадратах, порабощавших классового врага.

Работы Кручинского отличал оригинальный стиль : неожиданные пластические виньетки, выступавшие приманкой, соблазнявшие зрителя на внимательное рассматривание работ.

 

Аслан Гайсумов.

Без названия (Война)

(27.10 – 27.11.2011)

Куратор Елена Яичникова

Елена Яичникова, ставшая третьим куратором «Старта», училась во Франции, успела организовать выставку на «Красном Октябре», высоко оцененную профессиональным сообществом, а так-же большой российско-французский проект «Res Publica» в Московском музее современного искусства (совместно с Николя Одюро). Как куратор Яичникова тяготела к «серьезным» темам, уместным не только на камерном «Старте», но и в большом выставочном проекте.

Проект Аслана Гайсумова, молодого художника из Грозного, пережившего войну, визуализировал травматический опыт автора в форме объектов из книг. Они были просверлены насквозь, разрезаны на части или подверглись иным изуверским манипуляциям.

Впрочем, в этих работах заметен не столько антивоенный пафос, сколько дизайнерская выучка: Гайсумов в то время учился в Московском колледже дизайна. Примечательным было отсутствие интереса к политике и социальной анатомии войны . Интонация выставки оказалась скорее сентиментальной. Зрителю предлагалось не разбираться в деталях, а сопереживать страданию. Опыт войны выхолащивался и унифицировался в универсализме общего гуманистического пафоса.

Карьера художника в России и на Западе развивалась стремительно. В 2013 году на 5-й Московской биеннале в Мане-же Гайсумов показал ворота домов жите-лей горячих точек со следами пуль. В 2014 году номинировался на международный Future Generation Art Prize. Через год его выставка открылась в Центре современного искусства в Грозном, а еще через год в – Антверпенском музее современного искусства.

 

Михаил Заиканов.

Идея, свобода, вперед

(19.05 – 17.06.2012)

Куратор Елена Яичникова

Среди проектов Яичниковой были экспозиции более камерные по интонации.Выставка Михаила Заиканова «Идея,свобода, вперед» объединила рисунки в виде карты России с отмеченными на них реально существовавшими населенными пунктами Свобода, Будущее и Радость. Художник также представил письма, отправленные в каждое селение, показав возможность коммуникации с радостью, свободой и пр. Из топографических курьезов названия городков превращались в экзистенциальный императив стремления к счастливому будущему, горизонт ожидания, на котором вот-вот заблещет желанная свобода.

Заиканов часто стремился обнаружить обращенные к миру чистосердечные «послания», зашифрованные в повседневной жизни. Вскоре после московской выставки художник перебрался в Санкт-Петербург, где организовывал «фантомные выставки», встроенные в ткань города, увидеть которые можно было лишь во время экскурсий.

Графикой художник заниматься не перестал. В одной из его серий, пока еще не выставлявшейся публично, на карте России отмечены четыре поселка – Север, Юг, Запад и Восток. Их расположение не совпадает с реальными сторонами света, и Север оказывается смещен в южную сторону, а Восток – на географический Запад. Идеологическая подоплека представлений о «Востоке» и «Западе» давно описана теоретиками постколониализма, и путаница вроде той, что возникает у Заиканова, кажется весьма символичной.

 

Таисия Круговых.

Кинотеатр для мигрантов

(13.09 – 14.10.2012)

Куратор Мария Калинина

Таисия Круговых в соавторстве с куратором Марией Калининой представила проект на тему миграции – проблемы, находившейся тогда на пике дискуссионной остроты и грозившей скатиться в область спекуляций.

Круговых сняла серию интервью с жителями России, приехавшими из других стран. В ее объектив попали не только сезонные рабочие-мигранты из Средней Азии, хотя именно такой ход здесь напрашивался. Героями ее ленты стали уроженка Индии, работавшая уборщицей в московской гостинице, а также выходец из Испании, который обзавелся в Москве семьей и бизнесом по ремонту автомобилей. Каждую мини-серию фильма завершал словарь, чтобы облегчить понимание родного языка персонажа.

Круговых удалось избежать конъюнктурности. Она показала мигрантов не как «чужих», подлежащих исключению, но как часть российской повседневности, с которой мы ежечасно взаимодействуем.

После проекта на «Старте» Таисия Круговых участвовала в художественных выставках, хотя большую известность получила как режиссер-документалист. Ее фильм о Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и их панк-группе Pussi Riot, снятый совместно с Василием Богатовым и не раз запрещавшийся к показу в России, в 2013 году принес создателям приз на фестивале в Амстердаме.

 

Кирилл Оболенский.

Trash

(03.04 – 11.05.2014)

Куратор Владимир Логутов

Как и в случае Арсения Жиляева, кура-торские поиски Владимира Логутова перекликались с его интересами художника. Живописец академического толка по образованию, Логутов также занимался видео, которое, по его словам, следовало воспринимать по законам картины. Как куратор он вывел на авансцену авторов, занятых проблемой изобразительности и изображения, существующего как отголосок истории живописи в эпоху, когда этот медиум объявили мертвым.

Илья Гришаев на выставке «Условия» показал серию абстрактных работ – деревянные объекты, рисунки, аппликации. Они отсылали к узнаваемым знакам, что встречаются в нашей повседневности (рекламные вывески, логотипы и пр.), но не совпадают с ними и не вписываются в каноны современного языка.

Юлия Попова на выставке «Цветодвижение» представила серию коллажей из цветной бумаги – аналог живописной абстракции, если бы за ней стояли иные способы производства и критерии качества. Например, из мира рекламы, массмедиа или цифровой вселенной.

Черно-белая графическая серия Кирилла Оболенского «Trash», в отличие от описанных ранее работ, была фигуративной. С дотошностью академического рисовальщика художник воспроизвел на листах городские свалки , груды мусора и прочие скопления отходов цивилизации, не живописных на вид, но убедительных в своих массивных аккумуляциях и частых повторениях.

 

U/N MULTITUDE

Политические партитуры

(26.12.2014 – 25.01.2015)

Куратор Иван Исаев

Иван Исаев, в отличие от предшественников, с дебютантами почти не работал. Художники, чьи заявки он отбирал, хоть и были начинающими, но имели выставочный опыт, среди профессионалов круга уже успели примелькаться. Соня Румянцева и Никита Спиридонов, составившие дуэт u/n multitude, учились в институте «База». Их работы, правда, подписанные собственными именами, экспонировались на выставке «Вечно живой труп» (2014), манифесте круга авторов, учеников Анатолия Осмоловского. Спиридонов получил музыкальное образование, Румянцева училась на искусствоведа. Их выставка «Политические  партитуры» строилась на синтезе звукового и текстуального. В записанных на видео перформансах исполнялись фрагменты исторических документов, аккомпанементом служили музыкальные импровизации авторов.

Политические доносы разных лет, речь Хрущева во время разгрома выставки в Манеже, распорядок дня в одном из подразделений ГУЛАГа. Текст как артефакт в каждом перформансе погружался в звуковую среду, выделялся декламацией или пением, становился острее, но оставался безобразным и не кодировался визуально. Травмы истории, не отыгранные и не проговоренные до сих пор, продолжали существовать как «политические партитуры» сегодняшнего дня, как матрицы говорения.

 

Анастасия Вепрева.

Она потерялась

(09.06 – 15.07.2015)

Куратор Иван Исаев

Художники, с которым работал Исаев, отличались чувствительностью к гулу повседневности, в котором резонировала идеология «реальной политики». «Политические партитуры» u/n multitude обращались к истории, ее отыгрыванию и замалчиванию. Александр Образумов на выставке «7753191» деконструировал магическое мышление обыденного сознания, активизирующееся в период экономического кризиса. Анастасия Вепрева в проекте «Она потерялась» обратилась к фигурам умолчания гораздо более злободневным, чья речь могла оказаться по-настоящему разрушительной.

Ее рисунки изображали военную технику, пришедшую в негодность, брошенную, ржавеющую в лесу. О ее «идентичности» невозможно было ничего сказать. Зритель не знал, в каких конфликтах она участвовала, кто ей управлял и в чьих интересах действовал.

Где были произведены эти стальные монстры и почему оказались в этих лесах, и чьи это леса, кстати сказать? Художница видела в военной технике субъектов, лишенных воли и превращенных в орудие разрушения. Своим проектом она призывала к утопической эмансипации вещей, отречению от власти и уходу «в леса».

Завершала экспозицию вымышленная карта, на которой были отмечены точки нахождения подобной техники. Десятки немых свидетельств разрушительного стального движения, правда о котором могла бы изменить ход мировой политики.

 

Ульяна Подкорытова.

Косая

(25.10 – 20.11.2016)

Куратор Кирилл Преображенский

Работы Ульяны Подкорытовой на выставке «Косая» Кирилл Преображенский, последний на данный момент куратор «Старта», описал как «фольклорный психоз». Они и впрямь отсылали к фольклору, но не народному, а дворовому и блатному, изрядно сдобренному психоделической культурой.

Подкорытова представила серию картин, отсылающих к иконописи, выполненных сусальным золотом и пигментами. Многочастные композиции повествовали о «житии» Гертруды Свирепой, выдуманной художницей. Героиня-супервумен, носившая перчатки из бересты, бродила по городским коммуникациям, откуда спасала вэдэвэшников, запрягала в автомобиль тройку молодцов в «трениках», устраивала бесчинства и вела рассинхронизированную жизнь, не складывающуюся в целостный нарратив.

В проекте Подкорытовой на первый план выходила гендерная составляющая, связанная с ироническим ниспровержением «пацанской» культуры. Впрочем, набор идей в проекте казался недодуманным, и связующей нитью на выставке выступала образность работ со множеством нестандартных решений.

Преображенский вывел на авансцену «Старта» авторов, создающих расфокусированный, лишенный целостности, но вязкий нарратив. Работы Подкорытовой, как и показанный после нее на « Старте» ремейк маркеровской «Взлетной полосы» Александра Приймаченко, невозможно осмотреть бегло. В них можно «влипнуть», над ними можно «зависать», получая «удовольствие от текста», построенного  на  непредсказуемых  скачках, переключениях или трансмутациях его внутреннего вещества.

3 июля 2017
Поделиться: