Саша Пирогова: путь на Венецианскую биеннале – главную выставку современного искусства
|
«One Way» (2011)
Свое первое видео Саша Пирогова сняла в Ярославле совместно с художницей, хореографом и перформансистом Анной Нориной в рамках лаборатории по видео-танцу Brain Dance. Обе героини «вальсировали» на рельсах над огромной мутной лужей. Несмотря на то что между дублями в месте съемки проезжал трамвай, работу сняли за полдня. Пирогова показала ее на Фестивале сверхкороткого фильма в том же году.
«Целую ночь спишь, а то не спишь» (2012)
Уже в Школе Родченко закрепила успех музыкальным клипом на песню Петра Мамонова «То спишь, а то не спишь». В этом видео Пирогова снова снималась сама, ее партнером стал театральный актер Виталий Боровик. Они заходят на кухню в тапочках, в простецкой домашней одежде, начинают готовить яичницу и заваривать чай. Этот процесс дополняется оригинальными па, манипуляции с кухонной утварью, продуктами и мебелью чередуются с неожиданными движениями – падениями, кувырками и кружениями. Приготовление завтрака не прерывается.
«Библимлен» (2013)
С этой работы, показанной в MMOMA в Ермолаевском, 17, в рамках Фотобиеннале-2014, началась настоящая слава Пироговой. Теперь ее заметили не только преподаватели в alma mater, но также критики и, главное, зрители. Название – сокращение от «Библиотека имени Ленина». Открывается видео проездом исполнителей на транспортере в темном депозитарии, завершается танцем Пироговой все с тем же Боровиком среди книжных стеллажей. Кроме того, в видео показана пляска рук в читальном зале и умывание вырванными из книжек страницами. За «Библимлена» художница получила «Инновацию».
«Очередь» (2014)
За основу диплома в Школе Родченко Пирогова взяла одноименный роман Владимира Сорокина. Работа с литературным текстом далась не просто. Художница осталась не до конца довольна результатом, выслушала много критики по этому поводу и до сих пор время от времени порывается переделать видео. Однако кураторы, российские и зарубежные, решили иначе: наряду с «Библимленом» «Очередь» – одна из самых востребованных работ Пироговой. Ее показывали в Берлине, Лейпциге, Барселоне, Буэнос- Айресе , на триеннале в «Гараже » и фестивале Тарковского в Иванове.
«Let’s Play!», «Why not?» и «Let’s play! Why not?» (2015)
Два года назад Пирогова попала на смотр восточноевропейской художественной сцены «BALAGAN!!!» (60 художников и коллективов), который проходил в берлинском музее «Хамбургер Банхоф» под кураторством Дэвида Эллиотта. Это первая крупная международная выставка в карьере художницы, где она показала три взаимосвязанных перформанса. Проект стал своеобразной генеральной репетицией перед Венецианской биеннале.
«Agon» (2016)
Последней частью проекта «Отцы и дети», который Манеж делал совместно с галереей «Триумф», была выставка Пироговой «Фокусы». Специально для нее художница провела перформанс, видеодокументация которого демонстрировалась в Манеже. Брутального вида исполнители танцуют на фоне многолитровых цилиндрических танков в пространстве пивзавода. В основе действа рукопожатие, из которого рождаются все остальные движения. Видео сопровождала специально написанная по этому случаю композиция легендарного музыканта Антона Кубикова.
«MONO» (2016)
Эта работа, показанная на выставке «Дом впечатлений. Прогулки с трубадуром» в ГМИИ им . А.С. Пушкина , снова «выросла» из простого жеста – говорения в микрофон. Перед нами все те же «хореографические зарисовки», как назвал излюбленный прием Пироговой критик и куратор Валентин Дьяконов.
«Сад» (2017)
В новом видео Саши Пироговой, демонстрировавшемся в российском павильоне в Венеции, тьма переходит в свет, а исполнители восстают из праха и распускаются, как лепестки цветка навстречу ослепительному сиянию.