Уходящий год в британской столице ошеломил богатейшей палитрой изящных искусств — от элегантного Эдуарда Мане до поп-артовских клише Роя Лихтенштейна и причудливых творений постмодернизма на аукционной выставке-продаже Саатчи — «Кристи»...
|
ЭДУАРД МАНЕ
Ретроспектива портретов кисти Эдуарда Мане «Изображая жизнь» («Portraying Life») развернулась в стенах Королевской академии искусств (Royal Academy of Arts), некогда оценившей художника как «занозу» на своем благородном лице. Впервые в единой экспозиции было представлено более 50 портретов современников Мане — членов его семьи, друзей — художников, писателей и политиков. Парижское общество середины XIX века оживает перед любопытствующим зрителем: Эмиль Золя, Стефан Малларме — значительные фигуры французской культуры... Интересная деталь подчеркивает высокое мастерство портретиста — пристрастие художника к темным тонам, многие персонажи его портретов одеты в черные сюртуки или черный шелк, бархат, муслин. Вспомним, великий Тициан считал, что настоящий художник проявляется в способности изображать черное, особенно на темном фоне!.. И конечно же, экспозиция проявляет взгляд художника на специфику портрета, сложившуюся в творчестве предшественников. Зритель знает «бунтаря» Мане по оглушительной смелости и откровенности — картине «Завтрак на траве». Это полотно позволяет назвать Мане предтечей постмодернизма, ибо он еще в XIX веке использовал аллюзию в своей необычной по жанру работе. Группа беседующих мужчин сидит на лужайке около обнаженной женщины, и эта композиция проецируется на работы XVI века. В гравировке по рисунку Рафаэля «Суд Париса» в правом углу ее те же позы сидящих! И полотно Джорджоне «Пасторальный концерт», как видно, вдохновляло художника. Излюбленный прием мастера — «портрет в пейзаже» сюда можно отнести и «Завтрак на траве», и «Железную дорогу», оба шедевра представлены в экспозиции — возбуждал споры современников, считать ли эти работы Мане двойным портретом или жанровой сценой. В роли таинственной незнакомки позировала любимая модель художника Викторина Мюрент, прелестная молодая дама в черной шелковой шляпке. До сих пор зрителей занимает вопрос, кто она — мать, сестра девочки, глядящей на паровозный пар за решеткой сада, или ее няня, что придает остроту этой необычной работе. Контраст яркого света и тени, выбор моделей и их естественных, неожиданных поз, а также техника художника — «сырым по сырому», а затем соскребание краски — во всем проявление новаторства...
ПИКАССО
Неправдоподобно юного Пикассо показала галерея Курто (The Courtauld Gallery). Под удачно найденным названием «Становясь Пикассо» из коллекций разных стран были собраны ранние полотна мастера, ставшего культовой фигурой в живописи XX века. Да что там ранние! Работы одного года, а именно 1901-го, написанные юношей 19 лет на едином выдохе, обеспечили ему первый триумф. Дебютная выставка в Париже, организованная Амбруазом Волларом, дала знатокам понять, что появился новый художник, у которого звездное будущее: он станет величайшим художником XX столетия... Парижская экспозиция показала, что молодой художник досконально изучил живопись своих современников, таких как Ван Гог, Дега и Тулуз-Лотрек, и, мало того, взял в свой арсенал и трансформировал стили и темы их работ. Любопытна в этом плане картина «Танцовщица-карлица», восходящая непосредственно к образам Тулуз-Лотрека. Гений Пикассо раскрылся рано. 1901 годом датируются такие шедевры, как «Арлекин и его подруга», «Сидящий Арлекин» и поразительная по нежности работа «Дитя и голубка» раннего «голубого периода», можно сказать, предтеча его будущих любимых образов. Потрясенный самоубийством близкого друга, Пабло долгое время не брал в руки кисти, подумывал даже об уходе из жизни. Но позднее излил свою печаль в пронзительных, трогающих душу полотнах «голубого» цикла... Закономерно, что на выставке обращает на себя особое внимание сильный и психологически яркий автопортрет успешного Пикассо из частной коллекции, где юный художник странным образом смотрится зрелым мужем, в упор глядящим на зрителя.
В ВЫСОКОМ СТИЛЕ
«В высоком стиле» — карнавально-праздничная выставка в Королевской галерее Букингемского дворца. Ее подзаголовок «Искусство моды Тюдоров и Стюартов» отсылал к золотой поре английской истории — XVI–XVII векам, когда роскошь одежд являлась необходимым атрибутом жизни королевского двора. Одежда и аксессуары и правила их использования содержали закодированные послания о благосостоянии, социальном статусе, возрасте, вероисповедании персоны. Роскошь одеяний на портретах той поры объясняет нам, сегодняшним, почему многие выдающиеся художники уделяли особое внимание мельчайшим деталям одежды, текстуре материалов, из которых они были сшиты, драгоценностям...
Яркий пример тому — портрет короля Генриха VIII работы ван Клеве. В роскошных одеждах монарха сочетаются красное, белое и золотое — основные цвета символики королевской власти. Юная принцесса Елизавета, дочь Генриха VIII и несчастной Анны Болейн, ставшей королевой ненадолго и казненной по велению супруга, также изображена сэром Энтони ван Дейком в красных одеждах, изобилующих золотым шитьем, с белым жемчугом на девичьей шее... И художник оказался прозорлив: из принцессы выросла одна из величайших королев Англии Елизавета I. Сэр Питер Лели изобразил леди более поздней эпохи в «Портрете Фрэнсис Стюарт, герцогини Ричмонд». Ее платье золотистого шелка дополнено гарнитуром белого жемчуга, туфельки красного бархата расшиты золотой нитью...
МАЙКЛ ЛЭНДИ
На выставке Майкла Лэнди «Живые святые» в Национальной галерее, если опустить монетку или нажать на педаль, приходят в движение огромные фигуры святых подвижников. Детали скульптурного торса соединены механизмам с множеством колесиков, винтиков, проводов и т. п. Приведенные в движение скульптуры бьют себя в грудь камнем, указуют перстом и т. д. На стенах смежного зала фрагменты фотографий святых с полотен, экспо-нируемых в Национальной галерее, также делают видимыми допотопные механизмы… Фантастическая идея этого проекта принадлежит Майклу Лэнди, известному своими нашумевшими перформансами и приглашенного Национальной галерей для этого поставангардного проекта. Погружение в мир портретных образов таких, к примеру, святых, как Франциск Ассизский или апостол Фома, привело Лэнди к созданию гигантских скульптур, торсы которых изготовлены в MDM (Менеджмент мобильных устройств) и соединены с работающими механизмами... Среди образов святых, вдохновивших Майкла Лэнди св. Франциск Ассизский, получивший в награду от Христа стигматы за свою преданность Богу, а также обет бедности, целомудрия и послушания. Будучи под впечатлением от этих подвигов, вдохновленный великими творениями живописцев прошлого, Лэнди создал два образа Франциска — припадающего ко Кресту (по Боттичелли) и молитвенно коленопреклоненного (по полотну Сассетты «Стигмация св. Франциска Ассизского»)! История Фомы Неверующего лаконично представлена в виде десницы Христа с жестом всепрощения, обращенной к груди святого. Эта группа, возможно, должна отсылать к полотну Конеглиано «Неверие св. Фомы». Замысел выставки не столько в том, чтобы позабавить пресыщенную публику, в ней очевидно удивление или даже восхищение автора перформанса непостижимым для нас, сегодняшних, мужеством подвижников.
МАРИСА МЕРЗ
Живой интерес любителей современного искусства вызывают динамично сменяющие друг друга выставки галереи «Серпантин», расположенной в огромном Гайд-парке. Ориентиром галереи стал объект Фишли Вейс «Скала на вершине другой скалы». Этот камень на камне живописно смотрится на фоне неба и высоких деревьев. Инсталляция Соу Фуджимото, скромно названная «Павильон», представляет собой геометрическое белоснежное сооружение из тонких и длинных металлических брусков с кубами и выглядит издали легким облаком посреди зеленой поляны. По мысли дизайнера посетителей должна привлекать возможность общаться с искусством на пленэре. В галерее «Серпантина» экспонировались работы итальянского скульптора Марисы Мерз, получившей премию Венецианской биеннале 2013 года «За прижизненные достижения в искусстве». В сентябре 2013 года неподалеку от нее открылась вторая галерея — «Серпантин Саклер». Она сооружена по дизайну Захи Хадид на основе строения 1805 года для хранения пороха в текучих архитектурных формах, характерных для стиля этого направления.
АДРИАН ВИЛЛАР РОХАС
Экспозиция в «Серпантин Саклер» представляла работы аргентинского скульптора Адриана Виллара Рохаса «Сегодня мы переобуем планету» и начиналась с огромной скульптуры слона, упирающегося в стену, словно собирающегося сокрушить ее, а заканчивалась лабиринтами сo скульптурами разной пластики и формы, среди которых встречались и покалеченные ангелы, и поверженные гиганты.
МЫСЛЯ БОЛЬШИМИ КАТЕГОРИЯМИ
Выставку постмодернистских скульптур и инсталляций устроила галерея Саатчи перед аукционной распродажей части своих сокровищ. Местом для демонстрации было выбрано пространство, похожее на гараж на трех ярусах. Экспозиция гигантов соответственно называлась «Мысля большими категориями». Среди турбин, башен и спиральных лестниц братья Чапмены представили свою работу 1996 года «Трагическая анатомия»: обнаженные девочки посреди райского сада, замерли в неестественных, содомских сексуальных позах. На следующем этаже гигантское ложе с курильщиком — работа Вилла Рaймана 2007 года. Кокетливая кроватка знаменитой Трейси Эммин 2002 года, на одеялке которой вышито и название работы «Встретиться с моим прошлым». Ложе увешано затейливыми драпировками. В этом же зале находится скульптурная группа Фолкерта Де Йонга «Урок стрельбы» 2007 года — одна из сильнейших инсталляций постмодернизма с читаемой аллюзией — отсылкой к образам пикассовского Арлекина и феллиниевской Джельсомины из «Дороги».
ДИ №1/2014