«Взлет» – продолжение одноименной серии выставок, проходивших в 2016 году в самолете ЯК-42 на площади Промышленности, в самом сердце ВДНХ.
|
Но связаны два этапа проекта разве что унаследованным именем. Прошлогодний «Взлет» состоял из пяти персональных выставок молодых талантов (до 25 лет) по направлениям «Искусство», «Архитектура», «Видео-арт», «Фотография» и «Дизайн». Нынешняя выставка, во-первых , групповая, во-вторых, ограничение по возрасту для участников подняли до 30 лет, и в-третьих, проект полностью посвящен искусству в самых разных его проявлениях. К тому же новый «Взлет» проходит в другом месте, павильоне «Гидрометеорология», расположенном вдали от основных артерий ВДНХ. Здесь не так много прохожих, придут только те, кто специально собирается посетить выставку. В этом заключается главный риск проекта.
Подзаголовок «Взлета» 2017 года – «Выставка-прогноз». Эта формулировка означает не только, что зрителям представят, как сказано в буклете, «взгляд в будущее в работах современных художников», но и попытку определить, кто из нового поколения авторов останется на художественной сцене завтра. Определить это взялись кураторы Катя Бочавар и Александр Евангели, а также саунд-художник Сергей Касич. По их мнению, в будущее возьмут художников, которые смотрят на него не так уж оптимистично. Тут, конечно, есть наследующие советскому проекту освоения космоса проекты, в которых видна наивная вера в светлое будущее. Дмитрий Гилен построил макет смотровой площадки, с которой можно любоваться с околоземной орбиты на голубую планету (инсталляция «Вид сверху», 2017), а коллектив из четырех авторов (Д. Кашуба, Е. Михайлова, А. Мякинина, К. Филоненко) предлагает создать космический лифт на станцию, где между людьми были бы отношения в духе анархоутопии – проект «Зрелость» (2017).
Но, к примеру, украинская художница Зинаида Исупова, давно активно включившаяся в российский художественный процесс, показывает мир, где на поверхности идет война, а вся культурная жизнь таится по блиндажам и бомбоубежищам. Это не просто скрытая жизнь, а партизанское сопротивление: работа называется Underground Resistance (2016). Инсталляция Виктории Марченковой «Будущее за полиаморностью?» (2016) с мерцающими разноцветными сердцами, скорее выражает сомнение в том, что либерализация сексуальных отношений возможна в ближайшей исторической перспективе. В ее же видео 2012 года «Потенциальный прадедушка» рассказывается, что Китай захватил – то ли экономически и культурно, то ли вполне территориально – соседние страны, включая Россию, и художникам остается лишь вспоминать о прошлом. Людмила Савельева в работе New Horizons (2015) сообщает, что придет время, человечеству надо будет улетать с Земли, например на Плутон, да и вообще у всего есть конец, в том числе и у Солнечной системы.