Аня Желудь и ее правила жизни
|
1. Не бояться меняться
Аня Жёлудь работает с металлом, бетоном и деревом, с живописью, рисунком, объектами, создает работы из найденных предметов, оставаясь всегда узнаваемой. «Я пришла к работе с пространством через керамику. Глина – удобный подручный материал, из которого можно было моделировать объекты», – поясняет художница1. Переход к актуальным практикам произошел, когда она отказалась от керамики.
Cвоеобразным актом прощания с материалом стал показанный на одной из первых выставок в Москве проект «Памятник девству» (2006). Пространственная композиция отчасти воссоздавала обстановку типовой детской дворовой площадки, на брусья и перекладины которой художница нанизала глиняные «кольца» неправильной формы: такие получаются, когда профессиональные гончары срезают нитью лишнее с верхушек горлышек кувшинов и сосудов. Эта работа, вошедшая в собрание ММОМА, была представлена на юбилейной выставке школы «19/92. Сначала» (2016). Историю «о пограничности искусства и ничем не уступающей ему обыденности жизни»2 Аня показала на выставке «Вещь для любви» (ММОМА, 2007) в рамках программы «Дебют», сложив инсталляцию из найденных предметов и своих живописных работ.
2. Рисовать схему жизни
Один из методов работы Жёлудь – практическая рефлексия. « Музей меня», где художница подвергла инвентаризации свой образный мир, был представлен в галерее «Арт-стрелка» (2007). На полу она нанесла рисунок паркетной доски « елочкой», на стенах нарисовала окна с видами из них, изображения бытовых предметов и личных вещей из своей квартиры в спальном районе Санкт-Петербурга, к тому времени уже превращенной в выставочный зал . В квартире, «Объекте на районе», проходили выставки молодых художников («Живопись на районе») и собственные проекты, в которых художница взаимодействовала с неподготовленным зрителем (акция « Сдам комнату»).
В собрании Московского музея современного искусства находится специально созданный объект «Музей меня» (дерево, металл, акрил, 2007) – своеобразный «каталог», ящик, в который художница «упаковала все темы, которые раскрывала на выставке ». На восьми выдвижных модулях с двух сторон тонкой черной линией нанесены схематичные изображения тех самых предметов, призванных обеспечить «музейную» память о ней.
3.Выходить из плоскости
Такие схемы предметов и пространств Аня Жёлудь начинает « рисовать» в реальном объеме. «Все началось однажды с безобидно замеченной мной тождественности между графической линией и металлическим прутом. Прут оказался столь же податлив, как и гелевая ручка, которой я люблю рисовать. Создаваемая мной иллюзия пространства в плоскости графического листа теперь материализуется в пространстве реальном. Я называю этот переход процессом перемещения»3. Первый опыт такой работы также есть в собрании ММОМА – инсталляция «Схема пространства элементарного счастья» – набор мебели, «по В. Пивоварову, “ одинокого человека”». Начерченные в пространстве посредством металлического прута кровать, шкаф, в котором на вешалках помещены брюки, юбка и рубашка, стол, стул, картина с изображением незамысловатого пейзажа, узорчатый коврик составляют общепринятый набор устроенной жизни. «Условия цивилизованного быта диктуют определенную культуру размещения своего тела в пространстве, состоящего из предметов , необходимых для номинального благополучия. Никто не поверит в твое счастье, если у тебя не будет чего- нибудь из этого перечня. Если ты вдруг скажешь , что у тебя нет кровати или стола, все станут тебя жалеть… Для кого-то эта формула номинального счастья превращается в культ бытового благоустройства, но как ни крути – это шаблон, каркас, схема , основа , конструкция , в подлинности которой никто не смеет усомниться»4.
Ставя под сомнение эту формулу благополучия, Аня Жёлудь развивает тему, отрабатывая узнаваемый зрителем, любимый кураторами и востребованный коллекционерами технический и формальный прием. Так появляются «Схема пространства неэлементарного счастья», инсталляции «Комната», «Офис», «Кабинет»…
4. Никогда не сдаваться
Проект «Аня Жёлудь в Русском музее» (2009) художница называет «диверсионным актом проникновения в Русский музей». Весной 2009 года в ГРМ проходила выставка Арона Буха. Его картины были упакованы в 17 фанерных транспортировочных ящиков, на светлых боковых стенках которых художница написала гаражи и натюрморты с бытовыми предметами. Так ее картины попали в ГРМ. Заведующий отделом новейших течений А. Боровский, увидев картины, «легализовал» вторжение в музейное пространство, обозначив как акцию «Присутствие». Ящики представили публике на парадной лестнице Мраморного дворца.
5. Мимикрировать
Зрители 53-й Венецианской биеннале не сразу распознавали объект Жёлудь в пучках металлических коммуникаций в здании Арсенала. Инсталляция «Коммуникации», мимикрировшая под технические провода и коммуникации на входе, на выходе обретала более явственные при-знаки произведения искусства, разветвляясь прорисованными художницей вдоль стен тенями и очертаниями.
6. Жить среди искусства
Проект к биеннале делался в России. Для его подготовки на территории мастерской в деревне Аринино выстро-или портал входа в Арсенал в натуральную величину . Эта географическая точка появилась в биографии художницы в 2006 году. В Аринине Аня Жёлудь открыла «негалерею Обочина» с мастерской, выставочным залом, местом для гостей , ставшей точкой притяжения для друзей и художников. Здесь уже выставлялись Дарья Кротова, Александра Паперно, группа МишМаш…
Пространство вокруг дома заполнено видимыми издали скульптурами Игоря Шелковского, Александра Бродского, Александра Повзнера, Хаима Сокола, инсталляциями самой Ани Жёлудь. Работы из «случайного собрания художника», состоящего из произведений друзей и коллег, покрывают стены старого бревенчатого дома. Произведения Натты Конышевой и Бориса Слепышева, Сергея Бугаева- Африки и Сергея Шутова, Павла Лунгина и Александра Дашевского соседствуют, образуя неожиданные параллели и диалоги.
7. Работать среди людей
В начале этого года в поселке Электро-изолятор недалеко от Аринина Аня Жёлудь открыла « Студию детской досуговой практики» с выставочным пространством в торговом комплексе. Проект – продолжение питерского опыта взаимодействия «на районе», когда основной аудиторией становятся жители близлежащих домов.
Так мировая социокультурная практика работы с локальными сообществами проверяется на прочность в российских реалиях. И буквально претворяется в жизнь лозунг « Искусство принадлежит народу».
ПРИМЕЧАНИЯ
- Анна Жёлудь и незаметное искусство. Интервью Дарьи Барышниковой // Искусство. 2009. № 3.
- Аня Жёлудь. Коммуникации. Июнь 2009, официальный сайт художника zholudhome.com
- Аня Жёлудь. Предыстория. Декабрь 2007. Там же.
- Аня Жёлудь. Схема пространства. Март 2007. Там же.