×
Удел человеческий. Сессия III
Сергей Гуськов

Когда в ноябре 2015 года стартовал проект «Удел человеческий», казалось, что это лебединая песня Виктора Мизиано, заслуженного куратора и главного редактора «Художественного журнала». А нет.

Семь сессий, которые названы в честь романа Андре Мальро 1933 года и должны пройти в течение пяти лет в трех музеях (ГЦСИ, MMOMA, Еврейский музей), включали, по задумке инициатора, крупные выставки и серьезные научные симпозиумы. Не менее амбициозным был и центральный сюжет: когда все модные институции, а с ними кураторы и художники, бросились рассказывать про «постчеловеческое», Мизиано пошел против трендов и предложил снова взглянуть внутрь себя, обнаружить страхи, чувства и мысли. По завершении такого грандиозного во всех смыслах проекта любой куратор мог бы без всяких объяснений удалиться на покой, например просто жить в маленьком домике на юге Италии и выращивать оливки, но, уверен, у Мизиано еще полно впечатляющих планов.

Первая сессия, посвященная границам человеческого, состоялась в ГЦСИ: реверанс нынешнему состоянию вещей в художественной сфере (всеобщее увлечение миром после человека) и своеобразный манифест. Антропоцентризм не работает, но и постгуманизм имеет ограничения – нужна новая антропология, которую и предложил Виктор Мизиано на выставке «Избирательное сродство». Он собрал работы, где человек как бы отсутствует (много растений, световые инсталляции, абстрактные формы), но повернул дело так, что именно эти объекты и есть мы.

Вторая сессия прошла в MMOMA (ноябрь 2016 – январь 2017 года), где рассматривалась любовь в широком спектре ее вариантов и развитий – от дружеского расположения через желание и ревность до отвращения и ненависти. На выставке «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» куратор не стеснялся быть меланхоличным и старомодным.

Третья сессия, хоть и организована силами РОСИЗО-ГЦСИ, проходит в пространстве Фонда культуры «Екатерина». По словам Мизиано, никаких кардинальных отличий от предыдущих частей проекта нет –это плавное развитие идей, которые поднимались симпозиумами и прошедшими выставками. За память и забвение на выставке «Дом с привидениями», которая станет центральной частью сессии, отвечают международные художники. Например, литовец Деймантас Наркявичус, прославившийся фильмами о травме советского прошлого его страны, нынешней войне с памятниками и трагедии Холокоста, или поляк Роберт Кушмировский, который построил в 2009 году в лондонском центре Барбикан копию реального бункера времен Второй мировой войны.

Еще один важный участник нынешней выставки – Леонид Тишков. Немногие помнят, что, помимо «Частной луны», с которой художник объездил полмира, экологических проектов, «Даблоидов» и вязаного костюма, в котором он бегал по заснеженным лесам, у него есть несколько работ, напрямую связанных с темой проекта.

Во время II Уральской индустриальной биеннале (2012) в Екатеринбурге Тишков построил монумент «Все выше, и выше, и выше» – рвущуюся в небо гору из коньков. Дополняла ее видеоинсталляция: медленно двигались портреты рабочих местного конькового завода, рассказывалась их история. В 2015 году он создал личное произведение – «Умань». Это повествование об отце художника, который попал в Уманский котел в 1941 году и оказался в лагере для военнопленных. Тишков изучал документы НКВД, фотографии, сделанные немцами – чтобы понять, что же стало с его отцом.

Другой российский участник выставки – художник Аслан Гайсумов. Пережив две войны в Чечне, он сделал прошлое своей родины и, что даже важнее, родных центральной темой работ. В видео «Волга», которое впервые было показано в 2015 году на выставке «Своя земля/Чужая территория» в Манеже, Гайсумов реконструирует реальную историю –как беженцы из разрушенного Грозного, 21 человек, пытаются уместиться в одном автомобиле. В проекте «Люди, которые не имеют значения» (2016) вспоминает о главной чеченской трагедии в ХХ веке –организованной сталинскими властями депортации 1944 года целого народа в Казахстан.

Если первая сессия «Удела человеческого» была уколом для художественного мейнстрима, а вторая – современной философии, то третья рискует стать крайне злободневным высказыванием для всего общества. Особенно сейчас, когда восприятие «нашего общего прошлого» вновь обострено.

ДИ №1-2018

 

12 февраля 2018
Поделиться: