Василий Иванович Шухаев родился в Москве за 30 лет до начала революции (1887), умер в Тбилиси за 18 лет до краха советского строя (1973). Его судьба прочертила затейливый узор на географической карте, о его жизни можно было бы сказать: полна приключений, если бы не трагизм многих из них.
|
Москва
В 1897 году десятилетнего сироту Василия Шухаева отдали в московское Центральное Строгановское училище технического рисования. Систему обучения в училище он запомнил на всю жизнь и не раз обращался к ней, развивая и дополняя. Скульптуру ему преподавал Н. Андреев, автор памятника Н. Гоголю на бульваре, акварель – А. Чумаков. С директором училища Н. Глобой Шухаев вновь встретился после революции в Париже, когда с 1926 по 1930 год преподавал в созданном Глобой Русском художественно-промышленном институте.
Петербург
В 18 лет, выдержав конкурс 10 человек на место, Шухаев поступил в Академию художеств. Через два года начал посещать еще и учебную мастерскую живописи профессора Д.Н. Кардовского, на занятиях которого изучил возможности красно-коричневой сангины. «Однажды я, рисуя сангиной, в одном месте размазал рисунок, не смог снова выправить цвет и с досады тряпкой размазал весь рисунок. Отсюда явилась новая техника», – вспоминал он.
В мастерской Кардовского произошла встреча Василия Шухаева с Александром Яковлевым, ставшим близким другом и единомышленником. Их совместное полотно «Автопортреты. Арлекин и Пьеро» было начато в 1914 году на Капри, заканчивал его Шухаев в 1962-м в Тбилиси, когда друга уже не было в живых. Жизнерадостный Яковлев-Арлекин и грустный Шухаев-Пьеро. Картина вошла в экспозицию Русского музея.
Выпускную работу Шухаева «Вакханалия» в академии приняли прохладно. Защищать талантливого юношу пришли Д. Кардовский, А. Бенуа, А. Ростиславов, которые увидели в ней «порыв свежего ветра в душной атмосфере Академии». Полотно у автора похитили в 1949 году в Тбилиси, его местонахождение неизвестно.
Италия
За «Вакханалию» Шухаев получил звание художника, но в пенсионерской поездке в Италию ему отказали. Помог кружок поощрения молодых художников в Риме. В Италии Шухаев создал две большеформатные картины «Карусель» и «Сусанна и старцы», для которой позировала его первая жена, Елена Николаевна. «Сусанну и старцев» также похитили в Тбилиси.
В Италию в пенсионерскую поездку в 1914 году отправился и А. Яковлев. В архиве Московского музея современного искусства хранится фотография того года: двое друзей на Капри , молодые, красивые, позы напоминают о двойном автопортрете.
Петроград
Из Италии Шухаев вернулся уже после начала Первой мировой войны. Вместе с Яковлевым начал преподавать в Новой художественной мастерской. Их учениками были дети А. Бенуа и будущий руководитель Ленинградского театра комедии Н. Акимов.
В 1916 году Шухаев приступил к созданию многофигурной картины «Полк на позициях», которая предназначалась для музея 4-го гусарского Мариупольского Императрицы Елисаветы Петровны полка. Из-за революции работа осталась незавершенной. Однако Шухаев успел сделать множество подготовительных сангинных портретов офицеров, занятых штабными делами.
Размер холста (356×460) позволил скомпоновать более 50 персонажей. Рисунки интересны как с художественной, так и с документальной стороны. На проходившей осенью 2014 года в залах ММОМА ретроспективе Шухаева портреты офицеров были собраны вместе из разных музеев и частных коллекций. К выставке удалось узнать имена и судьбы изображенных военных.
Финляндия
В январе 1920 года по совету А. Луначарского художник решил уехать в Финляндию. В те годы она была гораздо ближе к Петербургу. Вместе с женой, художником Иваном Пуни и Ксенией Богуславской он дошел с Васильевского острова по льду Финского залива до Куоккалы (Репино), где рядом с домом Репина жили друзья и родственники. Финский период творчества оказался не менее плодотворным, чем предыдущие – пейзажи, натюрморты, портреты. «Женщина, стригущая ногти», написанная в эти годы, находится в Метрополитен-музее, «Утренний туалет, или Обнаженная с тазом» – в Люксембургском музее в Париже.
Париж
В 1921 году, получив приглашение от Яковлева, Шухаев переехал в Париж. Начинается самый успешный и спокойный период в жизни художника: постоянные заказы, творческие работы, путешествия, друзья среди интеллектуальной элиты. Трудно предположить, что заставило человека на таком подъеме все бросить и вернуться в СССР.
Лето 1921 года Шухаев вместе с Яковлевым провел на острове Пор-Кро в Средиземном море. «Наша хозяйка – довольно богатая женщина, у нее есть яхты, моторная лодка и несколько гребных и парусных лодок. При помощи этого флота мы сносимся с берегом, и привозится оттуда все продовольствие. Кроме нас шести еще прислуга в количестве пяти человек (капитан, механик, матрос, кухарка и горничная). Это все обитатели форта, да еще на острове человек 50 рыбаков – вот все население острова, который к тому же очень красив, покрыт сосной морской и различными пахучими кустарниками», – описывал Шухаев остров. Туда он приезжал почти каждое лето.
В Париже Шухаев начал работать для нескольких театров (первый опыт – пан-томимы В.Э. Мейерхольда, в которых он участвовал вместе с А.Е. Яковлевым как актер). Он оформляет спектакли-миниатюры для парижского театра Н.Ф. Балиева «Летучая мышь», для театра «Балаганчик» и театра Дуван-Торцова. Вместе с Яковлевым оформляет для антрепризы Иды Рубинштейн балет- пантомиму « Семирамида». Отметился Шухаев и в кино, сделав по просьбе режиссера Жака Фейдера эскизы костюмов к «Кармен» (премьера состоялась в ноябре 1926-го). Пишет портреты И.Ф. Стравинского, Ф.И. Шаляпина, С.С. Прокофьева, Л.И. Прокофьевой.
По заказу американского журнала «Ярмарка тщеславия» делает шаржи на современных писателей и политических деятелей.
В 1928 году художник купил автомобиль и начал путешествовать по Франции. Он пишет природу, маленькие города и их жителей . Эти работы были изданы во Франции несколькими альбомами.
Марокко
В 1932-м, получив выгодные заказы на роспись виллы паши в Касабланке и гостиницы в Рабате, отправляется в Марокко. Он пишет 37 живописных этюдов с бытовыми сценами и портретами марокканцев. Много позже уже в Тбилиси Шухаев создаст ряд картин, основываясь на этих этюдах.
Ленинград
В марте 1935-го возвращается в Ленин-град. Шухаева встретили приветливо, дали персональную мастерскую в Академии художеств, он преподает , делает эскизы для Библиотеки им. В.И. Ленина, эскизы панно для гостиницы Моссовета, оформляет спектакли...
Вступает в ЛОССХ и МОССХ. Среди названий картин появляются «Молотьба», « Посещение членами Политбюро парка культуры и отдыха им А. Горького». Это не помогло.
В 1936 году состоялась персональная выставка художника в Москве. Бдительные критики заметили «критический холодок», не вяжущийся с «правдивым восприятием нашей красочной жизни». Писать о выставке Шухаева поручили Николаю Радлову: «Отношение художника к миру остается нераскрытым. Перед нами скорее опыты применения мастерства к различным объектам. Кажется, даже круг его тем определен случаем, но не является органическим выводом из его мироощущения» и т.д. Вывод: «отрыв от советской действительности не прошел бесследно для Шухаева».
Колыма, Магадан
Погружаться в советскую действительность Шухаева отправили на Колыму в Дальстрой. В 1937 году его арестовали по обвинению в шпионаже и сослали в трудовые исправительные лагеря. Шухаев и жена получили по 8 лет. Супругов раскидали в разные места, а в 1939-м перевели в один магаданский лагерь... До февраля 1939 года Шухаев работал на лесоповале на Колыме, затем в ремонтном цехе автобазы в бухте Нагаева. Спасла профессия художника: ему поручили оформлять спектакли для магаданского Дома культуры им. М. Горького. Неофициально он являлся главным художником театра (до 1942 года фамилия Шухаева на афишах отсутствовала), оформил спектакли «Игра интересов», «Давным-давно», «Полководец Суворов» и др.
29 апреля1946 года художник был освобожден «по отбытии срока наказания».
До 16 сентября 1947 года Шухаев работал как вольнонаемный в штате театра магаданского Дома культуры им. М. Горького в должности «художника-постановщика I категории», оформил спектакли «Испанский священник», « Женитьба Белугина», оперу «Травиата» и др.
Тбилиси
После заключения Шухаев с женой не мог вернуться домой: места их пребывания были ограничены. «Вышли мы из лагеря в 45-м. Уехали из Магадана в 47-м без права жить в столицах. Устроились в Тбилиси. Шухаев стал профессором Тбилисской Академии художеств. На этом злоключения не кончились. В 48-м арест по второму разу. Ненадолго. Через два месяца освободили. И мы остались в Тбилиси. В 53-м похуже, чем арест, высылка из Тбилиси. Несколько месяцев мы маялись и мыкались по Грузии, потом разрешили вернуться. Шухаев снова стал профессором Академии художеств. И , наконец, в 58-м пришла реабилитация», – вспоминала в письме жена художника.
В Грузии Шухаев много работал для театра, писал портреты, пейзажи.