Америка – большая страна, я давно хотел посмотреть Массачусетский институт технологий. Еще с детства мечтал прокатиться на скейте по легендарным калифорнийским спотам, которые знал наизусть по фотографиям и видео. И мне повезло. Прошлой осенью я получил грант на участие в резиденции CEC ArtsLink, программе по двустороннему обмену профессионалами в области культуры. Выбранных художников и кураторов распределяют по культурным институциям США. Мне достался Университет Нью-Мексико и профессор Computer Arts Ли Монтгомери. Работу в UNM, хорошо оснащенном для экспериментов в области искусства и технологий, я ждал как важный карьерный этап, но хотелось посмотреть и другие места. Я просто написал организаторам резиденции про свои мечты. Попросил оформить билеты через Бостон за две недели до официального начала программы, а обратный билет из Сан-Франциско через две недели после завершения резиденции. Согласились!
Оставалось только найти того, кто меня встретит. Уже сидя на чемоданах, нашпигованных электроникой, увидел пост подруги, которая мерзла на стенде посреди Красной площади во время книжной ярмарки и просила кого-нибудь принести плед. Я люблю случайные добрые делишки: за положительной коммуникацией неизбежно следует награда – выброс серотонина, который помогает эмоциональной устойчивости и креативному трудолюбию. Привез плед, обсудили ее проекты, она посоветовала зайти в палатку «Ад Маргинем», где я разжился краткой историей новой музыки Ханса Ульриха Обриста и книгой «Новые соединения» директора Центра по изучению гражданских медиа в MIT Этана Цукермана. Летел на «Манифесту» в Цюрих и читал, как коммуникационные технологии трансформируют глобальный контекст. У Цукермана крайне оптимистичный взгляд на технологии, основанный на собственной практике, а в послужной список входят изобретение pop-up-рекламы (появление рекламного блока в новом окне браузера), создание новостной платформы Global Voices и формулировка теории «Милой кошечки цифрового активизма». Ему я тоже решил просто написать и через час получил ответ: Этан приглашал посетить его лабораторию и познакомиться с коллегами. Забегая вперед, скажу, с Этаном мы, к сожалению, так и не увиделись.
Приземлился я в Бостоне вечером 26 сентября за два часа до начала первых теледебатов Дональда Трампа и Хиллари Клинтон. Там я остановился у Хосе, 40-летнего эмигранта из Бразилии, который компенсировал малый размер пособия, выгуливая четыре раза в неделю собачку пожилой дамы из даунтауна. Его я нашел через couchsurfing. На следующее утро, размышляя, с кем бы увидеться, открыл соцсети и получил весточку с родины – Дмитрий Булатов рекомендовал написать Джо Дэвису. Мне даже в голову не пришло брать настолько высоко, но я опять просто написал. Вечером того же дня, с трудом веря в происходящее, я пил IPA с Джо Дэвисом и его другом, а они ставили песни «Звуки Му», спрашивая, знаю ли я эту группу.
Ночью я проснулся от того, что Хосе сидел на краю моей кровати и гладил рукой одеяло. Я достаточно опен-майндед, поэтому попросил его больше так не делать и проваливать спать, после чего спокойно уснул. В моей вселенной люди с пониманием относятся к взглядам других людей на жизнь. Но Хосе, по всей видимости, из параллельной вселенной, и спустя час ситуация повторилась, перейдя из категории забавных в пугающую. Из различных форм девиантного поведения я могу понять примерно все, пока человек не ставит свои аффекты выше личного пространства другого. В общем, я быстро упаковал чемоданы и уехал в хостел.
Эта история тронула Дэвиса. На следующий день он предложил мне спальник и место на полу в гостиной – прямо между сотнями анкет «Joe Davis Girlfriend», коллекцией фоссилий и микрофоном особой конструкции, созданным для легендарного проекта Poetica Vaginal, отстаивающего гендерное равенство в межпланетных коммуникациях. Большинство проектов, которыми я занимаюсь сейчас, родились благодаря этим дням, проведенным у Джо. Перед отъездом в Нью-Йорк я подарил ему игрушку, которую нашел на блошином рынке: Ant Hill – муравьиный паноптикон с тоннелями и прозрачной задней стенкой. В коробке находился сертификат, отправив который, можно было в ответ по почте получить живых муравьев. Идеальный пример реализации безумной идеи.
Следом три дня в Нью-Йорке – бейглы, Манхэттен, воркшоп по VR для детей в Бруклине, кутеж с Даней Васильевым, автором Crititcal Engineering Manifesto. В итоге проспал самолет. В Альбукерке меня встретил Ли Монтгомери, который на протяжении полутора месяцев заботился о культур-ном обмене. Он возил меня со своими студентами на выставку в Санта-Фе, знакомил с другими профессорами, брал на детский день рождения. Альбукерке не предполагает пешего перемещения. Кататься полтора месяца на убере невозможно даже с моей рокфеллеровской стипендией, а маши на нужна. Я быстро прикинул, что на эти деньги на craigslist можно купить мечту детства – минивэн. Идея встретила непонимание у грантодателей: сомнительное вложение средств, плохо вяжущееся с миссией культурного обмена. На помощь пришел профессор Ли: «Объясни, зачем тебе минивэн, ты же не просто хочешь кататься на нем, а это часть художественного проекта?» – намекнул он, хитро улыбаясь. «Да-а-а... конечно, это часть проекта, центральная его часть!» – ответил я, не растерявшись. На следующий день Дэвид Бейнинг, руководитель Arts Lab UNM, познакомил меня с приятелем, у которого на дворе в Санта-Фе стоял шикарный Chevy Van G20 1981 года. Он отдал минивэн бесплатно, нужно только заменить трансмиссию. Фургончик был в отличном состоянии, но очень грязный внутри, пах бензином и конюшней одновременно. Новая трансмиссия вместе с работой обошлась в 1500 долларов, и уже через неделю Вэн был на ходу. Бывший владелец со словами «это поможет хоть как-то доехать до Альбукерке» выудил из мусорного бака номерную табличку. Я отправился в путь.
Так родился проект The VR Van – передвижная платформа для спекулятивных воркшопов, цель которых – изобретение и визуализация инфраструктуры «Глобальной дружбы» в противовес глобальным проблемам. Лозунг проекта нарочито провоцирующий: «Demand Global Friendship», или «Требуйте глобальной дружбы». Название выполнило задачу привлекать внимание и быть пусковым крючком беседы. Чтобы направлять это внимание в творческое русло, я разработал специальные наборы для стоп-моушн анимации в VR. Global Friendship Workshops должны состоять из обсуждения проблем, нависших над нашей глобальной деревней, спекуляций на тему решений и визуализации этих решений в VR.
И тут случилось страшное... Я заехал в UNM рассказать профессору Монтгомери, как идет прогресс в работе над VR Van, показывал фотографии и листовки, агитирующие студентов принять участие в первом воркшопе. Ли поздравил меня, сказал, что обязательно придет на мероприятие и позовет своих студентов, затем поинтересовался, слышал ли я о Media Van группы Ant Farm. «Нет, не слышал. Я, конечно, знаю Ant Farm, мой преподаватель Алексей Шульгин показывал нам проекты Media Burn и Cadillac Ranch, а что за Media Van?» – спросил я насторожившись. «Это проект 1971 года, очень похож на твой, посмотри на YouTube». В отвратительном настроении я поехал домой. Трудно переварить мысль, что я две недели, не вылезая из гаража, занимался проектом, который похож на тот, что уже сделала легендарная американская группировка. Прибежав домой, включил запись лекции, в которой рассказывается про Media Van. Проекты действительно были очень похожи, только технической новинкой Ant Farm вместо VR была камера Sony Portapak и уровень проработки у них был на порядок выше моего. Но больше всего меня поразила история о происхождении имени группы Ant Farm. Это было одно из тех странных совпадений, которые повергают в ступор. Оказалось, что это название странной вещицы, придуманной в 1953 году – пластикового домика для муравьев, оригинальной версии игрушки, которую я месяц назад подарил Джо Дэвису...
И что теперь? Отменить все? Я решил не изменять традиции и снова просто написать. Нашел электронный адрес Чип Лорда (участника группировки Ant Farm), написал длиннющее письмо, начи-навшееся с того, как я подарил Джо Дэвису непонятную игрушку, и заканчивающееся тем, что я не знаю, что теперь делать с VR Van. Уже на следующий день Чип Лорд советовал смело делать свое дело поверх имеющейся истории: «В мире достаточно места для многих вэнов, особенно когда речь идет о дружбе, пересекающей границы, это очень важно», – приободрил он и прислал в придачу контакты галерей и художников, с которыми рекомендовал встретиться на моем пути.
Итак, VR Van напичкан всей необходимой техникой, полки забиты наборами для проведения Global Friendship Workshops, на медиасервере записаны гигабайты VR документации моего путешествия: школьники в Бронксе, бостонские кампусы, пикник на крыше рокфеллеровской высотки, разговор с полицейским, тормознувшим меня за превышение скорости (с номерами из мусорного бака). Первый воркшоп провел, не выезжая из Альбукерке в Arts Lab UNM университета, которому я многим стал обязан. За неделю до воркшопа ходил по студенческому городку и раздавал листовки, агитирующие поучаствовать в исследовании вопросов глобальной дружбы. На мероприятии собралось 15 человек, одной из участниц была Айртон Чапман, художница с большим опытом в стоп-моушн-анимации, которую посоветовал Чип Лорд. Вместе мы разработали концепцию «Цифрового Робин Гуда» – систему ботов, которая участвовала бы в различных нелегальных и алегальных онлайн-заработках (например, использовали мощности чужих компьютеров для добычи криптовалюты), а полученную прибыль рассылала в благотворительные фонды и адресно нуждающимся в помощи. Итак, механика проекта обкатана, отправляюсь в путь. Первая запланированная остановка – Гранд-каньон, дорога простая, однако преодолеть ее одним махом не удалось. Разрушенная ярмарка посреди пустыни с работой Кита Харинга внутри спутниковой тарелки, кратер упавшего метеорита и другие красоты, встреченные по пути, привели к тому, что ночь застала нас в 180 милях от Гранд-каньона.
Мы направились в Вегас.
С 20 до 22 лет моим единственным источником дохода был покер. Спокойный характер позволял с успехом извлекать прибыль из положительного математического ожидания на длинной дистанции, не впадая в расстройство из-за кратковременных страйков. Игра в покер съедает все время, и, кроме того, в стране, где азартные игры запрещены, требует постоянного пребывания в неблагоприятной среде. Несмотря на финансовый успех, я бросил это дело. В общем, в Вегасе мы отправились прямиком в Bellagio, выиграли несколько сотен и сняли номер. Переночевав в комфорте, выдвинулись в Лос-Анджелес, где нас ждали в офисе Derivative – разработчиков среды визуального программирования TouchDesigner. В Маленьком Токио я провел уличную акцию VR Van, раздавая прохожим очки с записями из медиаархива и рассказывая о грядущей глобальной дружбе. Затем отправились в Сан-Франциско в галерею Artists Television Access, существующую с 1980-х, где меня ждал Крейг Болдуин, хранитель архива пленок, организатор множества программ и энтузиаст своего дела. В галерее местная художница готовилась к перформансу: стояла в витрине лицом к улице, а ее помощник каждые полторы минуты (статистика преступлений на сексуальной почве в США) вешал на художницу камни, обвязанные веревками. Перформанс длился шесть часов, испытание серьезное. А мне на следующий день предстояло распахнуть двери VR Van у входа в галерею и провести четырехчасовую сессию. Мероприятие прошло на ура. Нельзя придумать место, где минивэн, внутри которого происходит что-то интересное, будет более понятной коммуникацией, чем в Калифорнии, колыбели движения хиппи.
На следующий день предстоял нелегкий путь через горный перевал в Неваду. Мой заботливый хост Ли Монтгомери настойчиво писал, что перебираться там на колесах без цепей категорически нельзя. К тому моменту в кармане оставалось около 70 долларов, которых с трудом хватало только на бензин. С одной стороны, плюнуть на безопасность и поехать напролом было бы «so Ildar», с другой – воображение рисовало скользящий по льду навстречу пропасти трехтонный фургон с кучей оборудования и подающим надежды молодым художником внутри. Как всегда, выручили протезные знания Глобальной сети: выяснилось, что состояние дорог в горных регионах постоянно мониторится датчиками и камерами. По моим расчетам выходило, что к четырем часам дня дорога уже не будет опасна, и я направился на север. Стояла замечательная погода, я уверенно двигался к цели. Несмотря на 1982 год выпуска минивэна, система кондиционирования и печка работали. Но через час-полтора что-то произошло с радиатором, в салон через воздуховоды начал поступать едкий дым. Вокруг горы, снежные пролежни, до последней точки маршрута три часа езды. Печку я выключил, несмотря на минусовую погоду за бортом, но дым продолжал сочиться в салон. Открыл окна. Быстро ехать в минус десять с открытыми окнами то еще удовольствие. На ходу замотался в спальник. Организовал нечто наподобие перчаток из шорт. Стиснул зубы и ехал, ехал, ехал. Хорошо хоть хваленый горный перевал оказался на деле немногим сложнее дороги из Петербурга в Коробицыно.
В Неваду я добрался около полуночи. Джефф Рей, у которого я остался переночевать, отпоил меня супом и отправил в горячий душ. Дальше был замечательный Global Friendship Workshop – участвовало несколько команд, общей темой выбрали Coexistence. К сожалению, воркшоп пришлось закруглить к трем часам дня, чтобы я успел перебраться через перевал в безопасное погодное окно. Минивэн за ночь не починился, и денег в кармане не прибавилось. Преодолев перевал, понял, что порядком надышался этими испарениями, самочувствие ухудшается, за окном темнеет, и до Сан-Франциско не доехать. Тут – бинго! вспомнил про обещание заехать к серферу на ферму на севере Калифорнии (в два раза ближе, чем до Сан-Франциско). Около полуночи был у него, мы травили байки, прыгали на батуте, а как рассвело, бегали по ферме и играли в пейнтбол. В шесть утра с улыбками и объятиями попрощались, я подарил всем участникам по фирменной футболке VR Van. В аэропорт я добрался вовремя, оставил минивэн на парковке, сфотографировал на память дорогого железного товарища. Мой друг Ли Монтгомери сказал: «Ты очень стараешься быть интересным для других и не сильно заботишься быть заинтересованным самому». Эта простая мысль – главное, что я извлек из этой поездки. Не считая того, как полезно просто писать письма.