Самая радикальная коллекция в Варшаве – городе славных революционных традиций.
|
Польское искусство достигло расцвета в 1990-е годы, а уже в следующее десятилетие триумфально шествовало по миру. С того момента практически ни одна крупная регулярная выставка не обходилась без авторов из этой страны. Вишенкой на торте стали два персональных выхода: один из самых известных польских авторов, скандальный художник Артур Жмиевский курировал седьмую, протестную, Берлинскую биеннале (2012), а Адам Шимчик возглавил «Документу -14» (2017). Но одновременно с такой международной активностью в Польше шла кардинальная трансформация художественного поля. Мощный импульс дало открытие в 2005 году Варшавского музея современного искусства (Muzeum Sztuki Nowoczesnej w Warszawie или просто MSN), навсегда изменившего представление местной аудитории о роли и задачах подобных институций, да и об искусстве в целом.
Создание современного музейного комплекса в центре Варшавы, на площади Парадов рядом с Дворцом культуры и науки, сталинской высоткой, которую СССР подарил тогда еще социалистической Польше, можно назвать сверхзадачей. Как и в России (достаточно вспомнить эпопею с аналогичным музеем ГЦСИ или музейным городком ГМИИ им. А.С. Пушкина), проект долго откладывался. Новое здание до сих пор не построено. По последним данным, его планируют открыть для публики в конце 2020 – начале 2021 года. Сейчас в распоряжении MSN имеются две большие площадки – основное здание на улице Панской, бывший мебельный магазин (постройка второй половины 1960-х), и открытый в этом году временный павильон на набережной Вислы, где уже стартовали выставки.
С первых месяцев существования музей взял курс на прозрачность. Ключевое слово для директора MSN Иоанны Мытковской и всей ее команды – «демократия», иногда в самых радикальных изводах. Все данные о бюджете, закупках, коллекции , строительных и выставочных планах регулярно публикуются на сайте музея. А проекты делаются с мыслью о максимальном числе зрителей. В здании на Панской сохранены оригинальные окна-витрины, жизнь музея видна с улицы, а вход на все площадки бесплатный.
MSN организует выставки в Польше и за рубежом: в Анкаре, Барселоне, Тель-Авиве, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и российской столице (« Аудитория Москва», 2011). Часто принимают в Варшаве радикальное искусство из разных стран. В 2008 году показали экспериментальное искусство Югославии 1960–1970-х годов, а в 2012-м открылась выставка «Angry Birds», представлявшая ключевых художников современной московской сцены, не только россиян. Обычно в связи с такими проектами вместо традиционных каталогов музей издает книги, посвященные истории искусства в этих странах и их социально-политической ситуации. Регулярные смотры собрания MSN приучили аудиторию к политизированному взгляду на художественную деятельность. Одним из мощных выставочных высказываний стала выставка – кураторский взгляд на коллекцию – с символическим названием «В сердце страны» (2013–2014).
Музей собирает contemporary и modern art. Самые ранние произведения польского искусства в коллекции датируются 1940–1950-ми годами. Это , к примеру, внушительный архив архитектора-нова-тора Станислава Замечника или произведения трагически погибшего, не дожившего до тридцати лет Анджея Врублевского, который оказал сильное влияние на последующее поколение художников. 1960–1970-е представлены знаменитыми работами скульптора Алины Шапошников, автопортретом легендарного краковского денди Кшиштофа Немчика и фильмами пионеров квартирных выставок в Варшаве – группы KwieKulik (Пшемыслав Квек и Зофия Кулик). Начиная с раздела 1980-х, появляются работы радикалов польской сцены, по- настоящему развернувшихся в 1990-е: Мирослава Балки, Збигнева Либеры, подзабытой, но снова актуализированной группы панк-перформеров Łódź Kaliska («Вуч Калиска»). 2000–2010-е годы представлены работами крупных авторов, начавших свою карьеру задолго до этого периода – Катаржины Козыры, Артура Жмиевского, Павла Альтхамера, Петра Укланского, Вильгельма Сасналя, Гошки Макуги, Кшиштофа Водичко, а также совсем молодых художников, например Паулины Оловской и Агнешки Польской.
Варшавский музей современного искусства фокусируется не только на польском искусстве. В коллекции огромное количество произведений зарубежных авторов, самых актуальных художников последних пяти десятилетий: Франсиса Алюса, Геты Братеску, Дэна Грэма, Йона Григореску, Джимми Дюрема, Акрама Заатари, Сани Ивекович, Жанны Кадыровой, Джозефа Кошута, Сары Лукас, Эрноута Мика, Сета Прайса, Николая Ридного, Георгии Сагри, Омера Фаста, Томаса Хиршхорна, Ваэля Шауки и Линетт Ядом-Боакье, а также группы Slavs and Tatars и Яэль Бартаны, для которых Варшава стала буквально вторым домом. Совсем недавно собрание MSN пополнилось работами ангольского космиста Килуанжи Киа Хенда и увлечен-ной военной аэрофотосъемкой ливанской художницы Жанан Аль-Ани. Есть в коллекции музея и российские авторы: Иван Бражкин, Полина Канис, Давид Тер-Оганьян и Ольга Чернышева.
Музей сделан для людей, но по мысли его создателей он должен способствовать формированию гражданского самосознания зрителей, чтобы они не были безвольными винтиками государственной машины или слепыми рабами транснациональных корпораций. Популярность музея свидетельствует, что жителям Варшавы такая программа по душе.