×
Эксклюзивнее "Документы"
Сергей Гусков

С 1977 года главная в мире выставка современной скульптуры проходит раз в 10 лет в немецком городе Мюнстер. Через раз он совпадает с другой важной немецкой выставкой – «Документой»

Мюнстер

10 июня – 1 октября

Создали «Скульптурный проект» два человека – будущий директор Вестфальского музея искусства и истории культуры (более известного по аббревиатуре LWL) Клаус Буссманн и Каспер Кёниг, молодой куратор из кельнского музея Людвига . С тех пор утекло много воды: Кёниг получил всемирную известность, возглавил музей Людвига (2000–2012) и, в частности, провел как художественный руководитель десятую «Манифесту» в Санкт-Петербурге (2014).

«Скульптурный проект» за эти годы стал обязательным пунктом для посещения на карте международных регулярных выставок. В городе можно найти работы, оставшиеся с прошлых «Скульптурных проектов», самая иконическая – «Гигантские шары » Класа Ольденбурга радуют приезжающих в Мюнстер туристов вот уже 40 лет.

За прошедшие десятилетия выставка пережила серьезную трансформацию. Изначальный фокус на скульптуру и паб-лик-арт, закрепленный в названии, был изменен, чтобы соответствовать сегодняшним реалиям. Среди представленных работ уже давно есть инсталляции и видео в закрытых помещениях, environmental art, перформансы, саунд-арт, постинтернет-искусство, социальные эксперименты и даже карикатуры. Изменился подход и к выбору участников. Ранее среди представленных в рамках «Скульптурного проекта» художников преобладали мужчины, теперь же мужчин и женщин поровну, а в кураторскую команду нынешней выставки входят не только Каспер Кёниг, но и независимый куратор Бритта Петерс и Марианне Вагнер, сотрудница LWL.

Мало того, в этом году проект вышел за     пределы Мюнстера, небольшая его часть проходит по соседству, в небольшом городке Марль.

Skulptur Projekte 2017 разнообразен по темам, затронутым художниками, и собран в единый нарратив. Для сравнения: на нынешней «Документе» уловить кураторскую мысль довольно сложно как в экспозициях на каждой выставочной площадке, так и в целом. При этом нельзя сказать, что «Скульптурный проект» в чем- либо проигрывает выставке в Касселе, например в актуальности: в Мюнстере есть крайне злободневные произведения. Работа японского художника Коки Танака прямо отсылает к мировому миграционному кризису. Он провел десятидневное обсуждение вопроса, как жить вместе (и полностью зафиксировал его в серии видео). Участвовали жители Мюнстера, и не только коренные. Они буквально опробовали на себе то, что переживают беженцы: готовили еду, как в полевых условиях, ночевали на матах в спортзале, прятались в бомбоубежище, обсуждали ситуацию в Сирии. У итальянки Лары Фаваретто история менее динамичная: художница установила в парковой зоне города «Сиюминутный памятник», который будет разрушен после завершения выставки. В гранитной конструкции сделано небольшое отверстие, куда можно бросать монеты или купюры. Их позже передадут в организацию, поддерживающую мигрантов, которым грозит депортация.

Соль проекта в том, что памятник Фаваретто расположен напротив старинного монумента, посвященного «героям»-колонизаторам Африки и военным, подавлявшим Боксерское восстание в Китае, то есть тем, из-за кого, в частности, по прошествии столетия Европа столкнулась с нынешними проблемами.

В баре Elephant Lounge можно найти более сдержанную, но не менее злободневную работу – фильм бразильских художников Бенджамина де Бурки и Барбары Вагнер «Прощай, прощай, Германия!», который составлен из нескольких клипов. Художники спродюсировали запись популярных песен, опираясь на модели, предложенные сегодняшней немецкой музыкальной индустрией. Там нет ничего пугающего, нет критики, но по настроению эти клипы напоминают позднесоветское и перестроечное кино, где каждый образ, каждое слово сообщают: что-то пошло не так, и скоро все рухнет.

В Мюнстере есть и совсем «спокойные» произведения, как, например, массивные скульптуры-щупальцы живущей в Берлине иранской художницы Наири Баграмян или «Скала Ницше» американца Джастина Мазерли. Апофеозом таких «задумчивых» работ можно считать «биотехнологическую систему», построенную французом Пьером Юигом в бывшем ледовом дворце на краю Мюнстера. Этот проект стал одним из самых упоминаемых на нынешнем Skulptur Projekte.

Но самые популярные проекты, конечно же, мост через затон, установленный чуть ниже поверхности воды, так что радостные жители Мюнстера ходят, будто Иисус, по Галилейскому морю. Автор этой конструкции, турецкая художница Айше Эркмен, предлагает устранить логику городских пространств, отменить искусственно созданные преграды между районами. Не менее людно, правда скорее вынужденно, в длинном переходе рядом с городским вокзалом: в нем звучит музыка нигерийского художника Эмеки Огбо, которую он посвятил слепому уличному исполнителю Moondog, переехавшему из США в Мюнстер в 1970-е годы.

Как всегда, поражает своими перформансами румынская художница Александра Пирич. Ее новая работа «Ускользающие территории» проходит в ратуше, где был подписан знаменитый Вестфальский мирный договор, положивший конец Тридцатилетней войне, одной из самых разрушительных в истории Европы, и ставший основой современной мировой системы. Шесть перформеров изображают живые скульптуры, рассказывающие о территориальных конфликтах.

Еще один проект, связанный с телесными практиками, – тату-салон американца Майкла Смита. Сейчас татуировки ассоциируются скорее с молодостью, но художник решил сломать этот стереотип и предлагает свои услуги, в том числе с помощью гибкой системы скидок, людям старше 65 лет .

Вообще, иронии и юмора здесь хватало. Самая хулиганская работа у случайно сложившегося дуэта – немецкой художницы Козимы фон Бонин и американца Тома Бурра : обычно они работают отдельно, хотя давно дружат. Они вознамерились поместить стоящую у входа в LWL тяжеленную скульптуру Генри Мура в контейнер для перевозки, на котором не без ехидства написали «Хрупкое», и прокатить на грузовике. Естественно , надругаться над модернистской святыней им не позволили. Однако машина с контейнером буквально нависает над скульптурой. Другая шутница – живущая в Нью-Йорке аргентинская художница Мика Роттенберг – демонстрирует в магазинчике азиатских товаров фильм о погружении в магические миры через кастрюлю торговки уличной едой.

«Скульптурный проект» действительно обязателен к посещению . Это не только образец того, как можно сделать умную большую выставку со сложным, если не сказать проблематичным, устройством, сложной географией площадок, но и доказательство, что кураторская работа – это не только концепции, статьи и интервью, но и почти ювелирная работа с пространством, будь то музей или целый город.

 
28 мая 2017
Поделиться: