В 2017 году фестиваль «Арт-овраг» в седьмой раз прошел на юге Нижегородской области, в Выксе.
Тема этого года «Акватория». У профессиональной аудитории и рядовых посетителей сложились конкретные ожидания и претензии к фестивалю. Редактор «Диалога искусств» Сергей Гуськов на месте разбирался, что к чему.
|
Традиционно «в овраге» показывают стрит-арт и крупные объекты в публичном пространстве. Но в нынешнем издании фестиваля кураторы Юлия Бычкова и Антон Кочуркин решили поломать стереотипы. Нельзя сказать, что это у них получилось на все сто процентов, но изменения налицо.
Главный вопрос к фестивалю заключался в засилье уличного искусства и паблик-арта. Историю «Арт-оврага» со всей наглядностью можно изучать, не заходя на сайт. До сих пор в парках, скверах, на стенах домов и на набережной Выксы остаются произведения, выполненные для прежних фестивалей. Среди них знаменитые работы Паши 183 (чего стоит только «Сказка о потерянном времени», 2012), менее значимые граффити других российских и зарубежных авторов.
Несколько крупных объектов – здоровый деревянный единорог от венгерского художника Габора Миклоша Соеке, которого зрители и жители стремятся оседлать, или абстрактная скульптура американца Ива Бейли, уже успевшая стать жертвой вандалов (оба произведения 2013 года).
Понятно, что жителям города (а на них в первую очередь ориентируются организаторы) зрелищные работы нравятся. Но, во-первых, многим обитателям домов, на которых делались граффити, они пришлись не по душе. Во-вторых, каждый год после короткого фестиваля работы оказывались брошенными и ветшали. В-третьих, профессиональному сообществу хотелось чего-то фундаментального – не по масштабам, а по смыслам.
В итоге в 2017-м от паблик-арта и стрит-арта в жилых районах решили отказаться. Площадки «Арт-оврага» выбирались так, чтобы у жителей города не возникло претензий. С одной стороны, это пространство местного градообразующего предприятия – Выксунского металлургического завода ОМК, где Миша Most за месяц создал роспись о героях научно-технической революции площадью 10 800 квадратных метров. Простым смертным на территорию завода не попасть, поэтому в городе соорудили смотровую площадку. Оказалось, что издалека мураль смотрится лучше. Художник, как и поддержавшее проект творческое объединение «Артмоссфера» (организатор одноименной биеннале стрит-арта в Москве), хотел попасть в «Книгу рекордов Гиннесса», но кто-то другой в мире его обогнал. Зато работа попала в книги рекордов России и Европы. В любом случае и организаторы, и зрители остались довольны.
С другой стороны, традиционное российское восприятие общественных пространств как ничейных (что, конечно же, ошибочно, но на уровне массовой психологии работает) сыграло на руку устроителям фестиваля. Театральные перформансы, которые проходили в парке Баташевых и на центральной площади перед Музеем истории АО ВМЗ, и презентация арт-плотов на набережной Верхневыксунского пруда воспринимались как веселый праздник, организованный администрацией города. Особенно зрителей воодушевили плоты , на них можно было кататься. Один из них сделал Леонид Тишков, конечно же, с луной, другой – бюро Wowhaus, вдохновившееся творчеством Морица Эшера. Из трех остальных жители города оценили плот с рампой для катания на скейтах, созданный местной молодежью, ничего особенного с архитектурной точки зрения, но море удовольствия. Организаторы фестиваля сообщили, что теперь будет развиваться именно «водная» часть фестиваля.
Кроме того, в Музее истории АО ВМЗ проходила выставка «Можно из-под крана?». Небольшая тесная экспозиция крайне деликатно обошлась с двумя составляющими проекта – произведениями современного искусства (Александр Повзнер, Илья Долгов, Ирина Петракова, Наталья Зинцова и т.д.) вперемешку с историческими экспонатами из Политеха.
Особняком стоят арт-резиденции VYKSA A-I-R, которые в этом году возглавила признанный специалист по данному направлению Алиса Багдонайте, руководитель Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке. Она успешно создала на месте программу резиденций. Александр Вилкин и Виктория Бегальская показали серию холстов с инфернальными сюжетами. Скульптор Иван Горшков не менее мрачен – три его характерные работы из металла «Nocturnal Animals» отсылают к недавно вышедшему триллеру. Резиденции живут по своему графику и постепенно начинают реализовывать давнюю идею организаторов «Арт-оврага» растянуть творческую активность в Выксе на весь год. Несмотря на стойкие сомнения интеллектуалов от искусства (особенно в Нижнем Новгороде, для которых Выкса почти дом родной), эта оздоравливающая трансформация вполне может произойти.