Космические связи
ДИ
Посвятить двадцать лет одной работе, которая просуществует несколько минут, не жалко. Удлинить Великую Китайскую стену на десять километров – не сложно. Заставить миллиард человек смотреть на произведение – возможно. Устроить выставку, которую посетит миллион человек, легко. Повелитель дыма и огня Цай Гоцян, самый зрелищный современный художник, в сентябре приезжает в Москву с инсталляцией «Октябрь», осмысляющей 100-летие русской революции.
|
- Цай Гоцян родился в 1957 году в приморском городе Цюаньчжоу в интеллигентной семье. Отец Цай Руцин (Cai Ruiqin) – каллиграф, традиционный живописец, сотрудник книжного магазина. Он собирал редкие книги и рукописи, хранить которые во времена Мао Цзэдуна было так же опасно, как бомбу замедленного действия. Заботясь о семье, Цай Руцин сжег манускрипты и каллиграфии в подвале собственного дома, успев показать сыну все важные книги, растолковать основы древней китайской культуры, даосизм, научить принципам традиционной медицины, акупунктуре и живописи.
- Культурная революция с ее демонстрациями и парадами, а также близость родного города Гоцяна к Тайваню (в сторону которого регулярно гремели артиллерийские залпы) сформировали интерес художника к пороху как к главному изобразительному материалу, тем более что порох придуман в Китае. По одной из версий, его в поисках бессмертия изобрели даосы как медицинский препарат. Этот факт добавляет работам с порохом важные для художника аспекты – национальную идентичность и отсылки к традиционной китайской медицине.
- Получил образование в Шанхайской академии театрального искусства (1981–1985), где изучал сценический дизайн, что, несомненно, укрепило его страсть к масштабным театральным постановкам. В 1986 году художник получил студенческую визу в Японию, куда поехал в поисках восточной культуры. В Японии прожил до 1996 года, начал делать пороховые работы сначала на бумаге, а затем и в небе. Бумажная «живопись» Гоцяна напоминала традиционную калиграфию, разница лишь в том, что художник наносил линии при помощи взрывов.
- Первую «взрывную» инсталляцию Гоцян создал в Токио в ноябре 1989 года. «Проект для инопланетян № 1» выглядел как простая квадратная юрта из веток, веревок и ткани, которая безмятежно стояла в парке города Фусса и была, естественно, взорвана. Эта работа напоминала палатки протестующих китайских студентов, воздвигнутые в июне того же года на площади Тяньаньмэнь в Пекине, обстрелянные военными и танками НОАК.
- Цай Гоцян неоднократно говорил о «темной стороне пороха» и о том, что его зрители – люди и инопланетяне. Последние видят мир в его единстве, без разделения на Восток и Запад. По взрывам войн они судят о человечестве. Поэтому Гоцян посылает во Вселенную другие «очистительные образы». В 1993 году в той же серии «космических диалогов» художник сделал «Проект для инопланетян № 10». На задворках пустыни Гоби, там где кончается Великая Китайская стена, он поджег «поезд» из взрывчатых веществ, удлинив на 10 км самый известный культурный памятник династии Мин. Действо продолжалось 15 минут и закончилось появлением в воздухе силу- эта гигантского огненного дракона – символа могущества Китая. Так художник призывал искать вдохновения не в насилии и агрессии, а в созидании и жизнерадостности. Инопланетяне наверняка порадовались.
- В продолжение «диалога со Вселенной» Гоцян создал пылающий «круг урожая» в Германии, прообразом которого стали внеземные «знаки», вырезанные на пшеничных полях. В работе были задействованы 90 килограммов пороха, 1300 зарядов, сейсмограф, электроэнцефалограф и электрокардиограф. Медицинские устройства художник установил, чтобы измерять собственные физиологические и психические реакции. Он стоял в центре взрывов, будто посреди рождающегося мира.
- В 1995 году Гоцян перебрался в Нью-Йорк, где ныне живет и, кстати, все еще пользуется услугами переводчиков. США привлекали художника как место, где можно быть самим собой, где жил и работал Роберт Смитсон, автор грандиозных ландшафтных проектов американской пустыне. Кроме того, Америке находится штаб-квартира НАСА, а значит, именно в этой стране Гоцян ближе всего ко Вселенной.
- В Америке он начал делать работы со старыми деревянными лодками, которые наряду с фейерверками стали визитной карточкой художника. В 1995 году во время Венецианской биеннале он плавал на старинной китайской лодке по каналам, в 1998-м подвешивал судно, пронзенное стрелами, в Музее современного искусства Нью-Йорка. В 1999-м сделал «лодочного дракона», усеянного китайскими фонариками, в 2004-м наполнял разбитую деревянную лодку черепушками фарфора… Перечислять можно без конца.
- В 1996 году Гоцян делает первый американский проект, связанный атомными взрывами. Китайский мастер считает себя аполитичным художником. «Грибные облака» из нерадиоктивного дыма – лишь желание выразить человеческий страх перед этой угрозой и практически шаманская попытка изгнать этот страх из прошлого и, возможно, будущего. Облачные грибы – первые опыты «дневных» фейверков, где изобразительным средством служит не огонь, а дым.
- В 1999 году художник получил «Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале за скульптурную компози-цию «Venice's Rent Collection Courtyard». Это глиняная реплика соцреалистической скульптурной группы из 114 статуй, созданной в Китае в 1965 году, изображающей угнетение народа в феодальном Китае. Для создания инсталляции Гоцян привлек автора оригинальной работы. Скульптуры были переставлены местами, чтобы отвлечь от контекста и предложить западной аудитории присмотреться к мастерству и мощи, с которыми выполнена классическая работа, вместо того, чтобы сосредотачиваться на негативных социально-политических подтекстах. Впоследствии Гоцян не раз повторял эту и подобные стратегии, меняя культурный и художественный контекст.
- В 2006-м Гоцян представил на крыше Метрополитен-музея четыре работы, посвященные теракту 11 сентября. Первая – темное облако из дыма (Sky Black Cloud), вторая – монолитный кусок стекла, рядом с которым лежат копии мертвых птиц (Transparent Monument), третья – Nontransparent Monument, скульптурный рельеф в камне . Последняя (Move Along, Nothing To See Here) – инсталляция из двух проткнутых ножами резиновых копий крокодилов в натуральную величину, конфискованных на американской таможне, установленных на крыше здания с той стороны, где когда-то виднелись башни-близнецы, как символ страха, который нужно победить.
- В 2008 году китайское правительство предложило художнику стать официальным пиротехником Олимпийских игр. Двадцать девять гигантских фигурных фейерверков под общим названием «Шаги истории» в режиме реального времени увидел миллиард человек. Сотрудничество с МОК и Коммунистической партией Китая осудил соотечественник и важный художник Ай Вэйвэй. Кстати, по его совместному проекту со швейцарскими архитекторами Херцогом и де Мейроном было построено «птичье гнездо» (национальный стадион в Пекине) для той же Олимпиады, после чего Ай высказался против Игр, ради которых мигрантов выгоняют из городов. В отличие от Цай Гоцяна приглашение на открытие игр он не получил.
- В 2008 же году создана знаковая работа «Head on» – стая из 99 волков в натуральную величину, взмывающих в воздух и ударяющихся о стеклянную стену. Она посвящена Берлинской стене и проблемам, возникающим, когда люди ведут себя подобно стае, слепо бегущей к общей цели.
- В 2013 году Гоцян устроил трехдневный тур по городам Бразилии (Бразилиа – Сан- Паулу – Рио -де-Жанейро) с выставкой «Народный Да Винчи», которую посмотрел миллион человек . Она стала самой посещаемой выставкой ныне живущего художника. Для экспозиции Гоцян собирал изобретенные китайскими крестьянами самолеты из пластмассовых канистр, ракеты из пластиковых бутылок, макеты деревянных вертолетов и дирижаблей, подводных лодок и творящих искусство роботов-художников, изготовленных из подручных материалов. Гоцян показал китайцев мечтателями, изобретателями, соавторами.
- Инсталляция «Девятый вал» – появившаяся на реке в Шанхае в 2014 году рыбацкая лодка в полный размер с тиграми, пандами, леопардами и слонами, которые выглядят больными. Так художник решил привлечь внимание к экологическому кризису. Высокий уровень смога в Китае в 2013 году привел к гибели 16 тысяч свиней. Гоцян говорит, что вдохновился одноименной работой Ивана Айвазовского, на которой изображены изможденные люди, выжившие после кораблекрушения.
- Самая личная и грандиозная работа Цая «Sky Ladder» (2015) – лестница высотой 500 метров – соединяет землю и небо, поднятая гигантским воздушным шаром и, естественно, пылающая огненными взрывами. Художник 20 лет пытался воплотить эту идею. За два дня было зарегистрировано 30 миллионов просмотров видео с этим перформансом. Работу о целостности мира и бессмертии художник посвятил своей столетней бабушке, которая наблюдала за процессом из больницы по видеосвязи. Она умерла спустя несколько месяцев.
11 августа 2017
Поделиться: