Юлия Матвеева о творчестве художницы Ольги Чернышевой.
|
В творчестве Ольги Чернышевой гармонично сочетаются классический ясный визуальный язык, опыт отечественного концептуализма и интегрированность в широкий контекст европейского актуального искусства. Темы, к которым она обращается, коррелируют прежде всего с исторической памятью человека, формировавшегося на территории постсоветского пространства.
Ольга Чернышева окончила художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии в 1986 году по специальности «Художник-постановщик мультипликационного фильма», а в 1995-м — Государственную академию Beeldenbe Kunst в Амстердаме.
Ее представляют крупнейшие галереи Москвы, она много выставляется на Западе, работы Чернышевой хранятся в крупнейших государственных и частных коллекциях современного искусства мира, таких как Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Library of MоMA (Нью-Йорк, США), галерея Тейт Модерн (Лондон), Музей современного искусства Варшавы и др.
Сюжетно работы Чернышевой кажутся неотделимыми от реалий повседневной жизни. В основе множества ее произведений обыденный эпизод, очень ненавязчиво и при этом точно проявляющий философскую закономерность в бытийном процессе. Таковы ее пронзительно звучащие видеоработы «Марш» («March», 2005) и «Мусорщик» («Trashman», 2011).
Ее произведения отличает очень личное восприятие ситуации. Сцены, увиденные на улицах Москвы, в общественном транспорте, на рынках и нередко по ходу события спонтанно зафиксированные на видеокамеру, становятся сюжетами ее запоминающихся работ. Чернышева так описывает момент съемки одного из ранних видео 1999 года — «Сурок» («Marmot») , в котором запечатлена сцена парада 7 ноября: «Я посмотрела еще раз и вдруг увидела что-то, что задерживало глаз, что-то странно трогательное, выпадающее из общего ритма. От рядов демонстрантов отделилась женская фигура. Она встала у бортика перехода и стала как бы возиться, совершать какие-то мелкие движения. Возникло ощущение, что сила коллективизма, которая выносит этих людей на улицу, не так тотальна, как может показаться. Она может охватить и увлечь человека, всего, всю его личность вместе с его сомнениями и неуверенностью. И эта неуверенность, и свойственные индивидуальной частной жизни колебания — такие знакомые вибрации, физические, психологические, интеллектуальные, заворожили меня. Я стала снимать этот эпизод, так переставивший акценты события».
Диссонанс брутального внешнего мира и хрупкого внутреннего мира человека, и в то же время стремление человека быть причастным к чему-то общему и странное ощущение «выброшенности», когда общее дает трещину, перестает быть системоорганизующим элементом — такое сложное переживание стало одной из основных тем произведений Чернышевой.
Художница с равным успехом работает с видео, фотографией, а также в живописи и графике. В Московском музее современного искусства ее творчество представлено живописными работами из серии «Панорама» (2005–2006).
Этот проект неоднократно был показан на различных выставочных площадках: в 2006 году на ярмарке «Арт-Мо-сква» в ЦДХ (представляла Stella Art Gallery). В 2007-м — на «Progressive Nostalgia» в Прато (Италия) и на персональной выставке Чернышевой в Anna Nova ArtGallery в Санкт-Петербурге, в 2010-м — в параллельной программе 1-й Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге.
В основе этой серии история кинотеатра «Круговая панорама», построенного в 1959 году на территории Выставки достижений народного хозяйства в Москве и продолжающего функционировать на территории современного ВВЦ/ВДНХ. Кроме Москвы, кинотеатры, работающие по такой системе, в те годы существовали в Праге, Лондоне и Токио. В них демонстрировались советские кругорамные ленты, а также фильмы, снятые по той же технологии компанией «Arriflex». Для проката лент, созданных американской «Циркорамой», была выбрана 11-экранная система панорамы.
Сегодня панорама реконструирована и отремонтирована, но в начале 2000-х годов она еще стояла обветшалая и заброшенная — осколок советского прошлого. Не только конструкция и декор здания, но и техника пришли в упадок. Экраны мигали и шуршали, стыки изображений не совпадали, неравномерно выцветшие пленки давали разный цвет экранам — и в результате изображение дробилось, распадалось и мерцало, черные полосы-щели делили его, создавая образ провала времени и пространства.
Именно образ физически рушащегося мира и привлек Ольгу Чернышеву, в нем она видит суть жизненных явлений, в казалось бы, случайностях и совпадениях улавливает закономерности исторического порядка. Художник отмечает, что панорама разрушалась «физически отражая наше переходное время как острый, пронзительный симптом борьбы между двумя периодами — объединяющее целое в прошлом и индивидуализм времени настоящего».
Живописные работы при относительно небольших размерах полотен (120х150), в полной мере передают масштабность проекта диорамы и ностальгическое ощущение, вызываемое ею. Люди, дома и дороги возникают, казалось бы, на позитивных по настроению картинах «Красная площадь», «Прибалтика», «Крым», «Машина», основанных на кадрах из таких фильмов, как «Возьмите нас с собой, туристы», «В дорогу, в дорогу!» и других, снятых преимущественно в 1960-е годы на пике общественного энтузиазма времен «оттепели», но повествуют о драме — уже не существующей стране, которая распалась, как распадается на глазах изображение давних жизнерадостных сцен.
Как справедливо отмечают ряд исследователей, произведения Ольги Чернышевой отличает исключительное чувство времени, когда создавалось произведение. Это качество заложено в ее видео и фотографиях и в основанной на этом материале графике и живописи.
Существует понятие «фантомная боль», когда отсутствующий орган продолжает ощущаться как реально существующий и приносящий боль. На выставке «Progressive Nostalgia», посвященной теме ностальгического отношения к прошлому художников на территории бывшего СССР, ее куратор Виктор Мизиано дополнил работы из серии «Панорама» видео «Праздничный сон» («Festive dreams») 2005 года. В нем реальность советского прошлого представляется спящему на парковой скамейке бездомному как мир щедрого радушия, где нет борьбы за существование и культа успеха, а только безусловная любовь и всеобщая дружба.
Ольга Чернышева владеет способностью чувствовать, видеть, ощущать диссонансы жизни, но при этом ее работы чрезвычайно поэтичны. Ее взгляд усматривает в обыденных мелких событиях пульсацию жизненных интенций. Художник выявляет смыслы увиденного и претворяет его в художественный образ, будь это размышление о положении мигрантов-птиц в работе «Beyond the MKAD» или о маргинальных персонажах из видео «Train».
ДИ №3/2014