|
Критик, искусствовед, главный куратор музея современного искусства Серралвеш в Порту. Родился в 1979 году в Браге, Португалия.
Основные выставки:
2009 – «FAX» в Drawing Center, Нью-Йорк (куратор) 2010 – «Кабул, Тегеран, Дженин…» в MIT List Visual Arts Center, Кембридж, США (куратор)
2012 – «Голоценовый век» в MIT List Visual Arts Center, Кембридж, США (куратор)
2015 – «Под облаками: от паранойи до цифрового величия» в музее Серралвеш (куратор)
2017 – «Новая грамотность», 4-я Уральская индустриальная биеннале (куратор)
Не надоели вам все эти биеннале?
Совсем нет. Биеннале играли и продолжают играть важную роль, предлагая, осмысляя и продвигая современное искусство. И пока люди продолжают делать нечто интересное в разных форматах и с разным подходом, биеннале остаются релевантными и привлекают внимание публики, не говоря уж о том, что они показывают, где мы находимся сейчас и куда можем прийти.
Как географическое положение влияет на контент выставки?
Биеннале – это временное объединение произведений искусства, художников и зрителей в определенном месте в определенное время. Это похоже на создание карты мира из перспективы той точки, в которой все и происходит. Названия регулярных выставок говорят об этом: Венецианская биеннале, Московская биеннале, Уральская индустриальная биеннале и т.д. В моем случае география и контекст играют важную роль: они повлияли на выбор участников, художники серьезно подошли к вопросам локальной истории Урала и к осмыслению архитектуры промышленных объектов, в которых проводится биеннале. Тот же Мелвин Моти рассказывает в работе о перемещении художественных произведений на Урал во время Второй мировой войны. Екатеринбургский коллектив «Куда бегут собаки» специально к биеннале сделал работу на местном материале. И плюс география связана с темой выставки.
Многие боятся работать в России, почему вы согласились?
Мне интересны встречи и разговоры с российскими художниками и профессионалами в сфере искусства. Я многому научился у ваших молодых художниц, они вдохновляют и вовлекают в работу. Другая причина: для меня культурная сцена в России – одна из самых интересных и многообещающих. Поэтому я даже не сомневался, когда принимал предложение! К тому же еще со школьных времен меня зачаровывал Урал, этот край Европы. А я родился на другом краю.
Как вы думаете, по какой работе вашу биеннале запомнят?
Решать зрителям. Надеюсь, это будет серьезный выбор.
Вы дружите с художниками или боретесь с ними?
Либо ни то, ни другое, либо все вместе.
Когда закончится время куратора из плоти и крови? Будет ли производство выставок автоматизировано?
Это какая-то уловка, мне сложно ответить. У живых кураторов еще так много возможностей и задач!
«Новая грамотность» – это…
…язык 4-й Индустриальной революции.
Придумайте короткую рекламу вашему проекту, после которой зрителям до смерти захочется его увидеть.
Мне кажется, уральские бренды придумали ее до меня: «Сделано на Урале».
Если бы вы были героем фильма «Афера Томаса Крауна», какую картину вы бы похитили?
Как человеку, ответственному за музейную коллекцию , мне неэтично отвечать на этот вопрос. Но я бы пожил чуть-чуть с парочкой картин Курбе… С другой стороны, я бы лучше помог кому-нибудь вернуть пропавшие произведения.
Как бы вы назвали автобиографию?
«Укради эту книгу».
Из каких ингредиентов состоит коктейль «русское современное искусство»?
Одна порция истории, одна порция актуальности. Перемешать.
Какие три качества художников вас бесят больше всего?
Меня во всех людях раздражает благоразумие, скука и удовлетворенность.
Современное искусство навсегда исчезло. Каков теперь мир?
Без комментариев.