Куратор, глава выставочного отдела музея современного искусства в Шанхае Power Station of Art, главный куратор Between Art Lab, Шанхай. Родилась в 1976 году в Ханчжоу, Китай.
Основные выставки:
2006–2011 – Шанхайская биеннале (координатор)
2007–2010 – «Infantization: Новая сила современного китайского искусства», выставочный тур по Европе и Азии (сокуратор)
2011 – «Окончание эры кисти и туши: китайский ландшафт» в музее True Color, Сучжоу (куратор)
2015 – «Copyleft: искусство апроприации в Китае» в Power Station of Art, Шанхай (куратор)
2016 – Сингапурская биеннале (сокуратор) 2017 – «Морфология порта», 9-я Владивостокская биеннале визуальных искусств (куратор)
Не надоели вам все эти биеннале?
Да, я от них устала. Каждый раз, приезжая на Венецианскую биеннале или «Документу», стараюсь точно оценить масштабы выставки, под-готовиться и не слишком растрачивать время. Если бы я организовывала проекты по типу Шанхайской биеннале, обязательно бы приду-мала, как подтолкнуть зрителей к пониманию работ через визуальные формы вместо того, чтобы заставлять их читать экспликацию за экспликацией. Только так возможно избежать физического и эстетического истощения.
Как географическое положение влияет на содержание выставки?
Во-первых, тема биеннале – «Морфология порта». Во-вторых , я из Шанхая, оживленного морского и речного перевалочного пункта. Кроме того , большинство приглашенных художников родом из портовых городов. Для биеннале они сделали работы, где наблюдают за населенными пунктами, построенными у большой воды, размышляют об их социальном измерении.
Многие боятся работать в России, почему вы согласились?
Владивосток давно известен в Китае (как Хай-шенвай). Работа здесь позволяет рассмотреть исторические связи между Китаем и Россией. Мои бабушки и дедушки, как и все старшее поколение, хорошо относились к Советскому Союзу: говорили по-русски, переводили книги по искусству. До сих пор во многих китайских школах рисования все еще изучают метод Павла Чистякова. Мое поколение росло с советской песней «Подмосковные вечера», творчеством Чайковского, Толстого, Достоевского, Чехова, Малевича и Кандинского. Наконец, я считаю, что опыт проведения масштабных выставок, в том числе Шанхайской биеннале, поможет мне во Владивостоке.
Как вы думаете, по какой работе вашу биеннале запомнят?
Проект Ильи и Эмилии Кабаковых «20 способов достать яблоко под музыку Моцарта». Эта работа заставила меня по-новому взглянуть на формы соперничества. Художники срежиссировали спектакль как соревнование за получение яблока: сидя за огромным столом, двенадцать человек пытаются заполучить расположенный в его центре приз. Каждый вынашивает свой план, формально соблюдая правила. Это игра, театральное представление, социальная инсталляция и современная аллегория. В произведении пересекаются философия, теология, история, искусство, наука, технологии, религия и психология. Олицетворение человеческой сложности. Это иммерсивная инсталляция: зрители могут ходить вокруг стола, рассматривать живопись, читать тексты, слушать музыку Моцарта. Картины и тексты Кабаковых, полные мудрости и юмора, показывают, как мы сами себя обманываем, раскрывают чудесный абсурд происходящего.
Еще одна важная работа – инсталляция Джана Ю «Наполняя водой» из пяти тысяч белых фар-форовых мисок с жидкостью. Эта конструкция создает романтический и поэтический ландшафт. Китайский фарфор – исторически важный товар, благодаря которому в Поднебесную стекались деньги со всего мира. Это – национальная слава, а также людские беды и страдания. Строгие ряды керамических чаш направляют движение зрителей. Создавая инсталляцию, Джан Ю наливает воду в чаши в ритуальной манере. Это итог размышлений автора о воде и чернилах – элементах китайского жанра живописи шуймохуа. Художник считает, что работать с водой сейчас интереснее, чем с тушью. Джан буквально завершил историю шуймохуа.
Обычно вы дружите с художниками или боретесь с ними?
Мы работаем. Становимся коллегами. Я стремлюсь к позитивной коммуникации, объясняю свой подход, учитывая их творческие методы. Например, на выставке «Copyleft: искусство апроприации в Китае», которую я курировала в 2015 году, была показана серия Хан Фенга «Сделано в Китае» – нарисованные тушью на шелке логотипы международных брендов вроде Nike. Я предложила художнику нарисовать в таком же стиле китайскую контрафактную продукцию типа Sunbuck Coffee, который копирует Starbucks. Тонкая живописная манера Хана порождает прекрасную иллюзию, но зритель в итоге улыбнется, когда поймет, в чем дело. Такой кураторский подход хорош для тематических выставок. Мне бы не хотелось, чтобы художники просто иллюстрировали тему. Моя задача – гарантировать каждой работе удачный контекст и дать каждому художнику возможность выразить мысли об искусстве.
Когда закончится время куратора из плоти и крови, будет ли производство выставок автоматизировано?
Я чувствую, что эта эра уже наступила. Играго (в Китае она называется «вэйцы») казалась наивысшим проявлением человеческого разума до того момента, когда появилась самообучающаяся компьютерная программа AlphaGo, недавно победившая мирового чемпиона по го. Все созданное людьми превращается в алгоритмы. Компьютерные программы заменят кураторов, юристов, поэтов и музыкантов. «Заменив повозку автомобилем, – писал израильский историк Юваль Ной Харари, – мы не собирались модернизировать лошадь, мы отправили ее на пенсию. Может быть, пришло время и хомо сапиенсу отдохнуть?» Вводя в компьютер информацию о художниках, техниках и образах, благодаря вычислениям мы можем получить на выходе новые темы, размышления и выставочный контент. Музейному куратору останется выбрать из них самые новаторские, современные и интересные и воплотить в жизнь. То же самое произойдет и с оформлением выставок: машина рассортирует произведения и предложит параметры пространства, экспозиционный дизайн, освещение, а куратор станет оператором, помощником компьютера.
«Морфология порта» – это…
...основная программа биеннале, которая посвящена изучению проблем и возможностей морских побережий, тому, как люди открывали и обустраивали их. Пока я работала над темой, у меня появилась идея «Правил игры». Я поняла, что соревнование – неотъемлемая часть человеческой природы, подстегивающая развитие цивилизации. Люди в целом стремятся к признанию и славе. Огромную роль в истории играло чувство превосходства. Состязания везде, даже между возлюбленными.
В прибрежном городе идет торговля и копятся богатства, это место постоянной конкуренции. Порт – отправная точка для торговых экспедиций и географических открытий. Это место проявления смелости, амбиций, стойкости, военной мощи, технологий, культуры и политики и в то же время жестокости.
У конкуренции две стороны – позитивная и негативная, даже разрушительная. Именно конфликты, ею порожденные, сделали возможным появление различных законов, регулирующих правил, в том числе негласных, таможенных норм. Конкуренция и регулирование – как маятник: чем жестче становится одна, тем более строгим – другое. Конкуренцию подстегивает инстинкт, а регулирование – разум, они создали нашу цивилизацию. «Правила игры» отсылают к одному из утверждений Йохана Хёйзинги: «Сущность конкуренции в игре». Это относится как к играм в буквальном смысле слова, так и к метафорическому значению слова. Об этом размышляют художники на нашей биеннале.
Придумайте короткую рекламу вашему проекту, после которой нам до смерти захочется его увидеть.
Хотите стать победителем в соревновании? Приезжайте на выставку «Правила игры: морфология порта»!
Если бы вы были героем фильма «Афера Томаса Крауна», какую картину вы бы похитили?
Я бы выбрала не Моне, а «Осенние краски вокруг гор Цяо и Хуа» китайского художника Чжао Мэнфу, жившего во времена империи Юань.
Как бы вы назвали автобиографию?
Автобиография того, у кого есть стремление к свободе; кто остается невинным на пятом десятке и кто все еще верит в воплощение меч-ты, живя в крайне материальной реальности.
Из каких ингредиентов состоит коктейль «русское современное искусство»? Чувственность и проницательность, серьезность, критическое мышление, немного юмора. Сложная смесь.
Какие три качества художников вас бесят больше всего?
Бесит, когда художник прокрастинирует и непунктуален; когда он надменен, груб и некультурен и когда его волнует только денежная сторона дела.
Современное искусство навсегда исчезло. Каков теперь мир?
Изысканный и уравновешенный.