Это старая мастерская, помнящая трех замечательных скульпторов – Меера Айзенштадта, Анатолия Григорьева и Ариадну Арендт, которая в разные годы была женой того и другого. И все их творчество тут. Гоголь и Пушкин, бюсты и головы, фигуры в полный рост занимают, кажется, все свободное пространство...
|
У скульпторов (Арендт и Айзенштадта) оказались достойные наследницы – Мария и Наталья. Среди советских гипсов и отливок нашлось место и их творениям.
Наташа Арендт известна как живописец и автор инсталляций , в которых использует неожиданные материалы и фактуры, от дерева и ткани до свежей травы. Маша Арендт покрывает холсты вышивками, при взгляде на них автор опознается легко и сразу.
Церкви на Гранд-канале, размноженные Шуховские башни и «оттепельные» новостройки в Черемушках находят в вышивках Маши Арендт точное воплощение, но, висящие на стене, они не передают полностью фактуру ткани, ее подвижность. Искусство требует адекватного экспонирования, и Наташа Арендт, выступившая в дефиле «Оденься в искусство» в роли дизайнера, предложила друзьям обернуть в «картину», превратить ее в тунику или лапсердак, примерить на себя или на скульптуру, дав и ей новую жизнь.
Кто- то высокомерно скажет об этих вещах: рукоделие. В самом деле, владение ремеслом вышивальщиц и белошвеек позволило создать эти вещи, но во всяком искусстве техника – средство и никогда не цель. Точность попадания иглы в ткань сродни верному штриху гравера, процарапывающего линию на медной офортной пластине. А результат кажется неповторимым, будь то кракелюры из ниток на «Черном квадрате» или вышитый велосипед, который «катится» по платью, преодолевая естественные ухабы и холмы.
Кроме того, это искусство точно укладывается в сегодняшний художественный контекст, достаточно побродить хотя бы по залам основного проекта 57-й Венецианской биеннале или по Документа-халле на международной выставке Documenta 14 в Касселе, чтобы обнаружить массу работ, основанных на использовании «женского рукоделия», хенд-мейда. Очевидно, что это мощный тренд, и сестры Арендт оказались тут, пожалуй, даже впереди паровоза. Потому что давно возделывают свой сад. Игры с бабушкиными –дедушкиными гипсами начались давно, и уж, конечно, не с примерки вышитого стихами фартука на Пушкина или туники с вертолетом на четырехметрового космонавта (Анатолий Григорьев создал его для конкурсного проекта памятника к 20-летию первого полета человека в космос). Первое время работала с масками, которые когда-то лепила Ариадна Арендт и которые окружали ее внучек с рождения. Маски долго лежали на полках в мастерской: коза, овчарка…
Однажды Маша догадалась пустить их в дело: «Я брала маску, вешала на гвоздь, к ней приделывала мантию из вышивки, и получались странные осязаемые существа. Маска сварщика оказалась в мантии с Шуховской башней. Поначалу я чувствовала протест со стороны скульптур – маска сорвалась с гвоздя и рассекла мне бровь, это явный сигнал, что овчарка меня покусала. Но потом скульптуры отнеслись к моим начинаниям благосклонно – мастерская меня приняла».
В случае с масками объем достигался естественными складками, образованными тяжелой тканью, а на выставке-дефиле «Оденься в искусство» вышивки задрапировали большие статуи и тела выступивших живыми манекенами друзей и коллег. И коллекционеров, смирившихся с тем, что купленное искусство может висеть не только на стене, но и на них самих. Все наперебой примеряли квадратные юбки, блузы, штаны, крой которых восхитительно прост и универсален. Оживленные вышивками штаны и сарафаны оказались носибельными, удобными и элегантными. Их так и хочется нацепить на себя и немедленно превратиться в художественный объект.