В 2017 году в фокусе ярмарки Cosmoscow художники и институции из Норвегии. Эта страна не только обладает высоким индексом человеческого развития, но и имеет особую систему поддержки искусства, которую художники смогли отстоять для себя.
|
Союз всех художников
В начале 1970-х годов в Норвегии прошли мощные протесты художников, которые в тот момент не получали доходов и зачастую не имели ни возможности, ни места показывать работы. Компромиссом стала новая программа поддержки, предложенная Министерством культуры, одной из задач которой была открытость искусства для населения. Так фрески, росписи, скульптуры заполнили больницы, общественные центры и другие публичные пространства, а выставки и театральные спектакли начали гастролировать внутри страны. Сейчас большая часть галерей и выставочных залов создается и курируется самими художниками и существует в гибридном формате, сочетающем стратегии коммерческих и некоммерческих площадок. Государство поддерживает союзы, которые также управляются художниками (Союз визуальных художников – NBK, молодого искусства – UKS, ремесленников – NK и многие другие), и предоставляет гранты. Даже в городской ратуше Осло часть помещений занимают творческие студии. Такая спокойная и устроенная жизнь привела к выделению в творчестве местных художников двух основных художественных трендов. Чтобы познакомиться с ними, можно не отправляться в при- цельный артистический тур по Осло и окрестностям (хотя это того стоит) достаточно посетить московскую ярмарку Cosmoscow.
Поворот внутрь
Во-первых, это поворот внутрь себя, страны, населения. Office for Contemporary Art (важная норвежская организация, которая отвечает в том числе за павильон Венецианской биеннале) объявила 2017-й годом «внутренних вопросов глобальной важности». В своем пространстве OCA провела серию выставок и мероприятий, посвященных вымирающей культуре норвежских саамов. О проблемах этого народа рассказывают инсталляции «Pile o’ Sápmi» Марет Анне Сара и «European Everything» Йоара Нанго, вошедшие в основной проект documenta 14 в Касселе. Последний на Cosmoscow построит «Саамские шалаши» из шерстяных свитеров, связанных вручную, напоминающих о вопросах репрезентации малых народовв современном искусстве.
Khartoum Center, в данный момент базирующийся в Осло, обязан названием столице Судана – месту, где смешиваются африканская и арабская культуры. Для Норвегии, которая столкнулась с волнами беженцев еще в 1970–1980-х и пережила теракт Брейвика, вопросы миграции продолжают оставаться болезненной темой. Художник и режиссер Ахмад Госсейн, переехавший в Осло из Бейрута, соотносит личный опыт с общими историческими и политическими реалиями.
Диалоги о природе
Еще одной важной тенденцией последних лет стало обращение норвежских художников к природе и натуральным материалам. Гейр Туре Холм говорит о социальной ответственности в вопросах экологических и политических изменений. В 2003 году он превратил заброшенную школу в Тронхейме в творческую мастерскую, где участники занимались ремеслами, садоводством и одновременно обсуждали насущные общественные проблемы. Тури Вронес устраивает свои саунд-перформансы, подвешивая музыкантов прямо на деревья, а Маргрете Ирен Петтерсен исследует мифологию, используя в работах растения и традиции устной передачи знаний.
Участники из Норвегии
Prosjektrom Normanns (Ставангер)
prosjektromnormanns.com
Выставочное пространство, открытое в 2011 году художницами Маргрете Аанестад и Элин Мельберг, где демонстрируются работы норвежских и зарубежных художников, а также проводятся экспериментальные и сайт-специфичные выставки в рамках программы PN Projects.
RAKE (Тронхейм)
rake.trondheim.no
Выставочное пространство RAKE показывает проекты на стыке искусства и архитектуры. Одна из площадок в Тронхейме целиком построена из обломков разрушенного офисного здания.
LOCUS (Осло)
locusart.org
Галерея и издательство, основанные в 2006 году художницами Тале Фастволд и Таньей Торьюссен. Последний год кураторы галереи совместно с художниками на волне вновь возникшего интереса исследуют спиритические практики.
ЦСИ Khartoum (Осло)
khartoumcontemporary.com
Некоммерческий проект в области искусства, основанный художниками Фадлаби и Карин Эриксон. Центр обращается к вопросам миграции и постколониальности.
Terminal B (Киркенес)
Новое пространство в Киркенесе, расположенное на границе России и Норвегии, основано коллективом кураторов и продюсеров Pikene på Broen, занимающихся исследованием границ как географических, так и художественных.