×
Книжная полка Сергея Попова

Себастьян Сми. Искусство соперничества. Четыре истории о дружбе, предательстве и революционных свершениях в искусстве. Мане/Дега. Матисс/Пикассо. Фрейд/Бэкон. Поллок/Де Кунинг Спб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017

Жизнь художника – предмет исследования, где легендам и «занимательным историям» отведена важная роль в формировании образа творца, особенно в наше тотально медийное время. Легенды о жизни художников ХХ века складывались десятилетиями, и в некоторых случаях – как Пикассо или Дали – отточены до совершенства. Сми (хорошая фамилия для арт-критика), автор нескольких исследований о Люсьене Фрейде, в своей последней книге, впервые опубликованной в прошлом году, нашел новый ход для рассказа о перипетиях жизни знаменитых живописцев XIX–XX веков, снабдив его взвешенной трактовкой их искусства. Он составил из восьми авторов своеобразные «динамические пары», найдя единый принцип их сопоставления – обнаруженные в их биографиях эпизоды максимального сближения и в то же время противостояния. Обозначил это «искусством соперничества». Действительно, дух осмысленной соревновательности важен для искусства, особенно в его узловых пунктах. Выбор героев исключительно точен: все они – революционеры, создатели собственных версий того, что мы называем «современным искусством», начиная от Эдуара Мане и заканчивая Виллемом Де Кунингом; все невероятно популярны и востребованы. Книгу будет интересно читать как специалистам, которым не хватает «фактуры» в их знаниях, так и, например, молодым художникам, которым полезно в деталях знать, как в атмосфере конфронтации возникала классика. «Я не желаю рассказывать историю [в картине]», – говорит один из персонажей книги Фрэнсис Бэкон. Истории же о нем самом и ему подобных выходят по-настоящему занимательными.

 

Джорджо Де Кирико. Воспоминания о моей жизни. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017

Воспоминаний ключевых художников ХХ века не очень много – для каждого из них решение молчать часто было оправданным. Де Кирико молчать не стал. В 1946 году вышла первая часть его воспоминаний, в 1962-м – продолжение (обе части сейчас изданы под одной обложкой). Эта книга имела репутацию скандальной и не утратила в этом смысле актуальности до сих пор. Но читать ее просто неприятно: не имеющий особого писательского таланта Де Кирико занудно рассказывает о своем становлении художника, а затем, смакуя подробности, обо всех, кто ставил ему палки в колеса или недостаточно ценил его творчество. Две мировых войны проскальзывают в нескольких абзацах, все сопоставимые по величию современники (и уж тем более их дилеры) изображены мошенниками и завистниками; Париж выглядит гнездом с пауками, а прочие европейские столицы – недостойными уровня гениальности посещающего их художника (видимо, поэтому Де Кирико все время перемещался с одного места в другое). При этом не сказать, чтобы книга раскрывала восприятие автором собственного творчества. Де Кирико постоянно сетует: «… из их слов я сделал вывод, что они не понимают исключительной глубины и мягкого лиризма моей живописи. Впрочем, этого никто не понимал, ни прежде, ни теперь». Однако нигде не объясняет, в чем заключается эта глубина. Изредка он ссылается на следование рецептам классиков искусства прежних веков, но в основном поливает грязью современников, «псевдохудожников из Парижа». Яростной риторике художника стоит поучиться нынешним чиновникам-ретроградам: «… модернистские изощрения, … эта чудовищная мистификация, так называемое современное искусство, как и расцвет гомосексуализма, потребление наркотиков, рост детской и взрослой преступности – ослабляют и дискредитируют западные страны». Вторая часть воспоминаний посвящена, в основном, судам по поводу подделок маэстро и оскорблениям всех, кому недостаточно влетело в первой части. И если информационная ценность книги крайне низка, то незаменимой сегодня ее стоит признать для всех, кто привык упражняться в злословии в публичном пространстве (например, на страницах социальных сетей) – в этом плане Де Кирико остается непревзойденным авторитетом.

 

Anti-Shows. APTART. 1982–84

Series “Exhibition Histories”. Ed. By Margarita Tupitsyn, Viktor Tupitsyn and David Morris. London, 2017 

Ради этого издания я нарушаю правило не писать о книгах на других языках. Сборник вышел в серии «AfterallBooks», посвященной выставкам современного искусства, повлиявшим на историю или изменившим характер репрезентации искусства. Выставки АПТАРТА, проходившие в Москве в 1982-1984 годах, в основном в квартире Никиты Алексеева, по мнению исследователей, входят в число последних. Вступительный текст Дэвида Морриса, руководителя программы «Afterall» (она разворачивается в Лондоне) и редактора одноименного журнала, взвешенно и безэмоционально включает деятельность АПТАРТА в международный контекст. Думаю, вынесенное в заглавие книги понятие «анти-выставок» применительно к АПТАРТУ будет закреплено в истории, хотя не все участники тех показов однозначно согласны с таким определением, предложенным в свое время кем-то из них. Другие эссе принадлежат Маргарите и Виктору Тупицыным – первым пропагандистам АПТАРТА в США, сделавшим там выставку и опубликовавшим тексты в 1985 году, то есть «по горячим следам». Главную ценность издания составляют полторы сотни страниц хроники – подробной фотодокументации выставок АПТАРТА, среди которых и первые персональные проекты Константина Звездочетова, и выставки группы «С – З», и даже экспозиция «Одесса – Москва». Завершают книгу интервью с художниками, участниками тех выставок, взятые как в перестройку, так и недавно, для данного издания. Для историка искусства издание незаменимо, и то, что оно появилось на английском, свидетельствует о прежнем интересе мировой арт-системы к бытованию современного искусства в Советском Союзе. 

 

                

Борис Орлов: контуры времени; Екатерина Лазарева.

Виктор Пивоваров: траектория полетов; Ольга Юшкова.

Михаил Рогинский: нарисованная жизнь. Серия «Новые классики».

Эрик Булатов. XX век. Сергей Попов. Все – М., BREUS, 2017

Четыре монографии о современных художниках, одновременно выпущенных издательством BREUS (о своей книге «Эрик Булатов: картина после живописи» я по понятным причинам здесь не пишу) – это едва не столько же, сколько монографий-персоналий о наших современных художниках появилось за все предыдущие годы на русском языке (если, разумеется, не принимать в расчет пухлые монографические каталоги). Так что важность события выхода серии книг «Новые классики» трудно переоценить. Работа над ними велась несколько лет – от структурной разработки серии до подбора иллюстраций к каждой книге. Серия выходит под научной редакцией Екатерины Бобринской, крупного специалиста по современному искусству, что обеспечивает книгам высокий стандарт научной ценности их содержания. Главная задача, которая ставилась для изданий серии – писать их не high-brow языком, предназначая не только искусствоведам и «посвященным» в мир современного искусства. Наоборот, они ориентированы на любого читателя (с элементарным культурным багажом) и с легкостью адаптируют неофита к проблематике постмодернизма и специфике местной художественной культуры последних десятилетий. Екатерина Лазарева в книгах о Борисе Орлове и Викторе Пивоварове делает акцент на образности этих художников в ее сравнении с работами современников, Ольга Юшкова справедливо вводит искусство Михаила Рогинского в более широкий круг истории искусства, где уместны параллели и с Кватроченто, и с «малыми голландцами», и с европейским модернизмом. Художники нашли «своих» писателей, о чем свидетельствует глубокий и точный анализ отдельных работ. Именно таких текстов много лет не хватало в нашей литературе об искусстве, наполненной острыми (и часто заумными) авторскими высказываниями. То, что они изданы только сейчас, говорит о запаздывании нормальных культурных инициатив. То, что они вообще появились, говорит о том, что мы на верном пути.

ДИ №6-2017

20 декабря 2017
Поделиться: