Стоять нужно долго, смотреть пристально, слушать внимательно, иначе голеньких перформеров в МУАРе или поющую «смотрительницу» в Третьяковке можно и пропустить. А без этого понять, почему московский проект-ликбез британского художника Тино Сегала вывал у зрителей такой ажиотаж, невозможно.
В России Тино Сегал ставит перформансы уже не в первый раз. В 2015 году работу «Это новое» показывали на 3-й Уральской биеннале. А в 2005-м он участвовал в 1-й Московской биеннале, которая проходила в Государственном историческом музее (бывшем Музее им. В.И. Ленина). Впрочем, тогда австрийская группа «Желатин» с сосулькой из мочи затмила всех. Посетители выставки бодро вспоминают этот объект, демонстрируя редкую забывчивость в отношении остальных работ. Поэтому для Сегала нынешний приезд в Москву «дубль два», новая попытка презентовать работы и творческий метод. К тому же у художника пунктик: он старается пресечь фиксацию своих перформансов фото- и видеоаппаратурой, из-за чего в каталогах биеннале о нем публикуют лишь островки текста без иллюстраций.
То же самое в журнальных рецензиях. Результат налицо: неутихающие споры вокруг проектов, идущих в российской столице, говорят о том, что местное художественное сообщество (что уж говорить о незнакомых с теорией и историей искусства зрителях) мало знает творчество художника. А он сегодня по праву считается главным человеком в перформансе после Марины Абрамович, естественно. При этом ничего нового в Москве не показывается. Этот проект, организованный фондом V-A-C, скорее большая образовательная инициатива, нежели выставка. Характерно, что она сопровождается марафоном из дискуссий и воркшопов, которые проходят в Новой Третьяковке и Государственной галерее на Солянке. Тино Сегал родился в Лондоне и вырос в континентальной Европе. Стал известен в конце 1990-х годов благодаря участию в танцевальном коллективе Жерома Беля и Ксавье Леруа. С тех пор его звезда светит ярче и ярче. В послужном списке участие в 13-й «Документе» (2012, куратор Каролин Кристов-Бакарджиев) и Венецианской биеннале, в германском павильоне (2005) и в основном проекте (2013, куратор Массимилиано Джони), тогда он получил «Золотого льва».
Однако Сегал не входит в число «биеннальных» художников, настоящими хитами его проекты становились в другом контексте. Например, в амстердамском музее Стеделийк он в течение целого года (2015) безостановочно показывал серию из 15 перформансов. Это был триумф.
В российской столице Тино Сегалу выделили два пространства. Первое – флигель «Руина» Музея архитектуры. Здесь проходят три перформанса – «Этот прогресс» (2006), «Поцелуй (чистая версия)» (2006) и «Эта вариация» (2012). Вторая площадка – Новая Третьяковка, где зрители становятся свидетелями еще четырех «сконструированных ситуаций» (так художник предпочитает называть собственные перформансы): «Поцелуй» (2002), «Это пропаганда» (2002), «Это новое» (2003) и «Вместо того чтобы позволять чему-либо возноситься к твоему лицу, танцуя Брюса и Дэна и другое» (2000).
На первом этаже МУАРа зрителей встречает ребенок и спрашивает, что такое прогресс. Далее его передают подростку, который развивает разговор. Затем идет взрослый человек и наконец пожилой, сообщающий нечто печальное (например, у него убежала кошка). Перформеры водят посетителя по этажам «Руины», задают вопросы и размышляют сами.
В проекте «Этот прогресс» нет четкого сценария. Словесную часть произведений художник отдает на откуп исполнителям, и то, что они говорят – экспромт.
При этом у Сегала есть и строгие по структуре и содержанию работы, такие как «Поцелуй». В корпусе Третьяковской галереи на Крымском Валу этому перформансу отдан зал, где с одной из стен на происходящее смотрят прогуливающиеся руководители СССР (картина Александра Герасимова 1938 года «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», известная в народе как «Два вождя после дождя»), а с другой стороны возвышается бронзовая копия скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Мужчина и женщина, лежащие или сидящие на полу, медленно перемещаются, принимая позы, которые отсылают к образам из произведений Густава Климта, Джеффа Кунса, Огюста Родена и других.
Все это, конечно, хорошо: нужно знать, кто такой Тино Сегал, и обязательно увидеть вживую его работы. Спасибо фонду V-A-C за предоставленную возможность. К сожалению, более-мене однородная система музеев и биеннале современного искусства, которая существует в Европе и США, где Сегал обычно показывает работы, в нашей стране отсутствует. Было бы здорово, если бы он создал для Москвы что-то специальное, изучив локации, их историю и местный российский контекст. Это пожелание не художнику, а организаторам выставки, причем скорее будущим, чем нынешним. Сейчас перед Сегалом такой задачи никто не ставил. Проект выглядит несколько менторским и высокомерным, что не способствует популяризации современного перформанса в России. Жаль.
ДИ №4-2017