Алиса Прудникова недвно возглавила дирекцию по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ. Мы попросили ее рассказать о нелавних проектах Уральского филиала, где она работала до этого года, и новой политике объединенной институции.
|
ДИ. Какие задачи сегодня определяют региональную политику РОСИЗО–ГЦСИ?
Алиса Прудникова. ГЦСИ с региональными филиалами – организация, которая создает и пишет историю современного российского искусства. именно филиалы ГЦСИ стали для всех регионов пионерской организацией современного искусства, которые создавали вокруг себя среду и занимались интеграцией локальных ситуаций в глобальный контекст. Сейчас мы вырабатываем общую стратегию взаимодействия. Наша задача – исследовать самих себя и осмыслить результаты этой деятельности, сделать их явными. К появлению нового здания в Москве мы хотим прийти с подробной картиной развития регионального искусства, «энциклопедией» российской художественной жизни. Это правильная амбиция для государственной институции с развитой сетью филиалов и сформированным экспертным кругом.
ДИ. На десятом юбилейном международном художественном симпозиуме «Аланика» во Владикавказе много говорилось о необходимости смены формата. Будут ли изменения в региональных проектах?
А.П. На примере Владикавказа мы задавали себе вопросы, как работать с разными форматами и аудиториями, видеть город как ресурс. Виктор Мизиано призывал строить новый институционализм на примере Van Abbemuseum в Эйндховене, MUHKA в Антверпене, Moderna galerija в Любляне, где делается акцент на творческое производство и максимальную открытость публике, на выход музея в пространство города. Эта тема важна не только для Кавказа, но и для всей региональной структуры РОСИЗО-ГЦСИ. Во Владикавказе после переезда филиала из проектного офиса в новое пространство Дома культуры начался новый этап: расширилась зрительская аудитория, а атмосфера и пространство Дома культуры могут стать темой для резиденциальных программ.
ДИ. Как развиваются резиденциальные проекты уральского филиала, молодежные мастерские и арт-резиденции инду- стриальной биеннале?
А.П. Проект «Мастерские» стартовал в 2011 году в филиале ГЦСИ, который располагается в здании бывшей школы. Мы предполагали, что классы-студии будут востребованы как временные мастерские, но они стали «авторскими». Там постоянно работают художники Тимофей радя, группа «Куда бегут собаки», Владимир Селезнев и Виктор Корьякин. Программа арт-резиденций в рамках уральской индустриальной биеннале выросла из специфики биеннального проекта, который переоткрывает территорию города и региона в целом для внешнего и местного зрителя, говорит об индустриальности не только в контексте истории, но и как об актуальной практике. На второй биеннале резиденции состоялись под лозунгом «Каждому художнику по заводу», на третьей – коллективные экспедиции художников исследовали Урал.
На биеннале в 2017 году программу второй раз будет курировать Женя Чайка, мы снова трансформируем формат, делаем резиденции для художников, которые одновременно станут арт-маршрутом для зрителей. Такая логика программы органична общей теме «Новая грамотность», которая посвящена труду и досугу недалекого будущего, изменениям, к которым мы приходим с новым технологическим укладом, когда технологии объединяют виртуальный мир с физическим. Кроме того, 2017-й – год юбилея революции, события, которое имело своей целью в том числе изменение языка, а для освоения любого языка необходима грамотность.
ДИ. В 2016 году у уральского филиала появился второй биеннальный формат – «Бажов-фест». расскажите о нем.
А.П. Да, теперь по нечетным годам будет проходить индустриальная биеннале, а по четным – «Бажов-фест». Идея фестиваля принадлежит Александру Шабурову, он курировал основную выставку фестиваля «Малахитовая шкатулка» в 2016 году. Это был пробный шар, хотелось понять, как проговаривание, казалось бы, затертых тем про «уральскую хтонь» и «наследие Бажова» будет считано и понято, или начнется реакция: о боже, опять вы про свои штампы!
Оказалось, Шабуров нашел метод работы со зрителем, перенеся героев прошлого в контекст массовой культуры. Медийно-сериальная среда сегодня дает возможность имплантировать историю и «мифоносные пласты» урала в современную проблематику, используя другой тип говорения через современные культурные коды, языки молодежных субкультур. Экскурсионная программа фестиваля подтолкнула нас к созданию Школы авторских экскурсий. одна из заслуг фестиваля и Шабурова – включение в эту историю альтернативных героев Свердловска – художников, активно действовавших в 1970–1980-е годы, для которых редко удавалось создать правильный контекст на выставках ГЦСИ. На фестивале произведения художников разных поколений оказались зарифмованы через парадокс и бажовскую «живинку в деле».
ДИ. Вероятно, этот проект поможет современному искусству завоевать новую аудиторию?
А.П. Региональные центры ГЦСИ всегда ориентировались на взаимодействие с широкой публикой, иначе они просто не выжили бы, и наверное, нашей главной стратегией после слияния с РОСИЗО должны стать сетевые программы, когда правильно используются наработки коллег, обмен опытом, сотрудниками. Удачный пример – обмен биеннале в Стамбуле и Ливерпуле на уровне генеральных менеджеров и координаторов, который был очень полезен для обеих команд. За все годы работы ГЦСИ было на удивление мало проектов, задействующих все филиалы, на это никогда не хватало ресурсов, но те, которые удалось реализовать, были выдающимися: «Человеческий проект», «Art on Site /искусство места» и «9000 км».
ДИ. У вас также большой опыт работы с разными институциями и использования всех ресурсов города для создания большого проекта.
А.П. Идея индустриальной биеннале – главного уральского проекта – оказалась очень органична городу. Мы стучались во все двери: в филармонию, в библиотеки, в заводские ДК – и нас поддерживали потому, что тема биеннале оказалась «своей» для всех участников на поле культуры екатеринбурга. Однако к третьей биеннале стала видна обратная сторона гиперконсолидации – распыление. Условно говоря, каждый салон красоты что-то делает к биеннале, начинается процесс размывания понятия искусства и роли куратора. Мы преодолели некую границу, после которой нужно уже не насыщать среду, а, наоборот, кристаллизовать. Это новая задача ГЦСИ в Екатеринбурге.
ДИ. Вы член Всемирной биеннальной ассоциации, как совмещаются региональная и международная деятельность?
А.П. Нужно постоянно анализировать свою ситуацию в глобальном контексте, поэтому международные отношения очень важны. В этом году меня выбрали в члены правления Всемирной биеннальной ассоциации от евразийского континента, что очень ответственно. Ассоциация объединяет участников биеннале по всему миру, их больше 200, и сеть постоянно растет. Помимо профессиональных контактов важно исследование формата биеннале, возможностей и перспектив, результатов для территории. Интересно узнавать о проектах, идеологически созвучных нашему: Сан-Хосе в Силиконовой долине, Ливерпуль, Стамбульская биеннале, Йокогама. Сотрудничество с ними создает возможности серьезного политического лоббирования. В октябре 2015 года мы провели симпозиум Всемирной биеннальной ассоциации в Екатеринбурге, приехали организаторы биеннале от гаваны до Токио, мы пригласили наших чиновников и губернатора обсудить важность биеннального движения и то, какие профиты и бенефиты оно дает территории. Теперь индустриальная биеннале постоянно звучит в официальных программах города и области, но к этому вел долгий путь. Во многом это заслуга Михаила Миндлина, который с самого начала способствовал тому, чтобы соучредителями биеннале выступили и город, и область. Так мы стали проетом, укорененным в локальном контексте, работающим прежде всего на Екатеринбург и Уральский регион.
ДИ. Изменится ли региональная структура РОСИЗО-ГЦСИ?
А.П. Будут открываться филиалы в Саратове и Владивостоке, это новая для нас реальность, когда филиалы появляются по политической воле, а не только из внутренней логики развития искусства в регионе. Самым главным структурным изменением и, несомненно, важнейшим событием для регионов стало появление постоянной региональной площадки ГЦСИ на Зоологической, 13. Теперь есть возможность привлечь внимание к ГЦСИ как форпосту современного искусства в россии, рассказать об опыте работы на местах. Это приближает территории не только к Москве, но и друг к другу, именно на этой площадке мы хотим максимально проявить возможности горизонтальных связей.
ДИ. Музей современного искусства «Гараж» сейчас проводит первую Триеннале российского регионального искусства, как вы к этому относитесь?
А.П. Я вижу в этом глобальный тренд на внимание к регионам. Кураторы «Гаража», отправляясь в исследовательские экспедиции по России, работали с нашими кураторами и сотрудниками в городах, где есть филиалы ГЦСИ. Конечно, мы рады способствовать таким контактам и исследованиям, это важно для знакомства и коммуникации, когда все собираются в одном месте. Но наша задача на местах – быть постоянным системным игроком на этом поле. Региональная дирекция РОСИЗО-ГЦСИ будет выстраивать федеральную повестку для регионов. Филиалы по-прежнему будут динамизировать и развивать ситуацию на местах, но у них также появятся задачи федерального и международного представительства.
Беседу вела Ирина Сосновская
ДИ №1-2017