×
Борьба с пространством
Марина Терехович

Монументально-декоративная живопись советского периода – полихромное сплетение традиций и новаторства. Сошлись вековые корни ремесла и утопические порывы за пределы, дойдя до отрицания собственных специфики и «самоценности». Драматическое действие разворачивалось на протяжении семи десятилетий существования СССР на фоне политических коллизий, культурного разнообразия регионов, амбиций авторов.

В 1960-х годах художник-монументалист К.В. Эдельштейн писал: «Если изображение (или скульптура) в самом широком смысле не способно бороться с инертным (якобы) пространством вокруг него, оно будет пожрано, стерто, затиснуто или будет бессильно болтаться, как будто окружающее пространство не желает даже обращать внимание на такую ерунду»1. Наделить произведение энергией, покоряющей пространство, – главное в профессии монументалиста. Художникам советской школы это удалось. В рамках реализации советского проекта монументально-декоративное искусство претерпело несколько этапов-трансформаций.

Послереволюционные годы можно сравнить с темпераментом холерика. Все резко: стремительные действия, сильные эмоции, новые темы, новые герои, новые социальные задачи. Ряд художников тех переломных лет мечтали о большой форме: «Станковая живопись – записывал художник В. Чекрыгин (1897–1922) в дневнике 25 января 1921 года – не что иное, как фрагмент бытийной, общей трагедии, выражением которой может быть только фреска»2. Из храмов монументальная живопись переместилась в рабочие и крестьянские клубы, солдатские казармы, санатории для трудящихся. (К сожалению, сохранились лишь крохи в виде фотографий и описаний).

На Украине с успехом работали художники школы профессора М.Л. Бойчука (1882–1937). По воспоминаниям его ученицы О.Т. Павленко (1896–1991), он наставлял будущих монументалистов: «Только узкий национальный “гонор“ может ослеплять малокультурных людей, и они согласны восхищаться как своим, что является общечеловеческим интернациональным. А поэтому, начиная новую эпоху в искусстве, мы в поисках новых путей не должны останавливаться на одном, мы должны в художественном наследии всех веков и всех народов отыскивать совершенные произведения. Их изучать, анализировать – подобно музыканту, который «программирует произведение прошлых времен». И далее: «Не бойтесь потерять свою индивидуальность.

Она сама проявится, когда мастер созреет. Именно в коллективных поисках приобретается умение и знание»3.

В 1931 году знаменитое объединение «ОСТ», Общество станковистов, основу которого составляли выпускники ВХУТЕМАСа, распалось. В то время разделения художников на станковистов и монументалистов не было, все зависело от склонности и таланта. А.А. Дейнека (1899–1969), который в 1925–1928 годах входил в ОСТ, занимался проблемами синтеза искусств, создавал росписи, панно. Часть членов ОСТа образовало «Изобригаду». Е.С. Зернова (1900–1995), которая также работала в области монументальной живописи, пишет: «В «Изобригаду» пошли приверженцы производственной тематики, стремящиеся расширить свои представления о жизни рабочего класса. Конечно, я была с ними»4. Сама специфика исполнения монументального произведения напоминала рабочий процесс. Не творческий коллектив, а «бригада художников» – этот речевой оборот надолго вошел в профессиональный сленг.

При борьбе художественных идей, отразившейся в столкновениях группировок (например, против всех была РАПХ – Российская ассоциация пролетарских художников), ложная интерпретация произведения, неприятие пластических ходов и манеры автора выступали как оружие.

В случае с «бойчукистами» упреки в увлечении «старовиной» явились одним из поводов для уничтожения школы. По воспоминаниям той же Павленко, Казимир Малевич как-то заметил Бойчуку: «Знаешь, твоя манера архаическая. Такое впечатление, что ты изображаешь святого в современной одежде. Это выглядит так, как будто современный мастер сшил смокинг Иисусу Христу»5. Сходное мнение было у некоторых учеников Бойчука, например, у А.В. Мизина, впоследствии одного из авторов мозаик на станции «Киевская-кольцевая» московского метро.

В начале 1930-х годов темы наследия, синтеза искусств зазвучали во весь голос. Академик А.Б. Щусев – автор здания «Театра Революции» – запроектировал на фасадах композиции из мизансцен пьес «Ревизор» и «Горе от ума» в постановке В.Э. Мейерхольда. Точку отсчета эрудит Щусев нашел в античных Помпеях – «чернофонные росписи». Он видел яркие цветные смальтовые мозаики, с четким силуэтом изображений на черном фоне. К 1937 году по эскизам художников В. Бордиченко и В. Покровского выполнен ряд мозаик мастерской Академии художеств СССР (руководитель профессор В.А. Фролов).

Но вмешалась роковая судьба Всеволода Эмильевича, и театр превратился в концертный зал им. П.И. Чайковского. Остро стоял вопрос создания произведения «социалистического по содержанию и реалистического по форме» как в метафорическом, так и прямом смыслах. Он стал главным при оформлении павильонов ВСХВ 1939 года, при проектировании Дворца Советов, при создании декора общественных зданий. Оригинально замечание К.В. Эдельштейна: «Беда социалистического реализма не в принципах, которые в любом направлении всегда мельче содержания, (а значит, и уже формы), а в том, что он был придуман прежде, чем осуществлен. Не по тому, что сделал какой-нибудь замечательный живой художник (как это бывает и должно быть) назвали направление, а придумали сперва условные и неясные рамки, а потом в эти призрачные границы пытались заключить живых людей»6.

Монументальное искусство публично и было вынуждено в стране рабочих и крестьян ориентироваться на уровень интеллектуального восприятия большинства.

(Как говорят ученые-физиологи, нашему мозгу удобны каноны, шаблоны). Распространение диорамы, иллюстративной беллетристики в монументальной живописи было неизбежно. В 1934 году В.А. Фаворский (1886–1964) писал: «Являясь частью художественного комплекса, стенная роспись через архитектуру носит определенную функцию в быту, оформляет его и тем самым совместно с другими искусствами организует нашу жизнь»7. Л.А. Бруни (1894–1948) ратует за совместную работу живописца, архитектора и скульптора, за определение места «сольных выступлений» каждого вида искусств, за работу над цветовой композицией улиц и городских ансамблей. Около 1940 года после обсуждения в Доме архитекторов проекта Нового Арбата (по всей видимости, в рамках разработки Генплана реконструкции Москвы 1935 года), он заключает: «Приглашать живописца расписывать готовый дом – значит, по меньшей мере, проявить ложное понимание живописи как дополняющего декоративного элемента. Заранее решить цвет так же важно, как выбрать материал»8.

«Мастерская Бруни – Фаворского», так называли Мастерскую монументальной живописи при Академии архитектуры СССР (1935–1948), выполняла крупные заказы (для ВСХВ, павильона СССР в Париже, объектов в Москве, Сталинграде и пр.). Принципы композиционного взаимодействия архитектуры и живописи, разработанные в ней, во многом стали опорой для творчества художников 1960– 1980-х годов. Тем более что ряд ее участников – Б.П. Чернышев (1906–1969), В.Б. Эльконин (1910–1994), С.А. Павловский (1903–1989) и К.В. Эдельштейн (1909–1977) продолжали творческую деятельность, работали в художественных советах, вели семинары.

Советское монументально-декоративное искусство с конца 1930-х вплоть до 1955 года имеет стилевую определенность, диктуемую ритмами «сталинской архитектуры». Но это не значит, что не было серьезных поисков и экспериментов, что было мертвое схематическое подражание образцам прошлых веков. При создании декора гостиницы «Ленинградская» (1949–1953) и станции метро «Арбатская» (1954) в Москве авторов вдохновило «нарышкинское барокко». Переосмысление его «узорочья» для современного интерьера художницы М.А. Энгельке (1918–2009) было высоко оценено специалистами, в частности, И.Э. Грабарем. И в 2006 году при реконструкции гостиницы было решено восстановить интерьеры 1950-х годов как эстетически и исторически значимые. Необходимо упомянуть и недолгое существование МИПИДИ – Московского института прикладного и декоративного искусства (1945–1952), ректором которого был А.А. Дейнека. Если ориентироваться на воспоминания Е.С. Зерновой, преподававшей там живопись, то он все определял сам. Его кредо для студентов: точный рисунок, конструктивная форма. Институт был закрыт на волне борьбы с «формализмом». Из него вышла плеяда монументалистов-новаторов: А.В. Васнецов, Б.П. Милюков и др.

«Оттепель» в архитектуре была периодом поисков своего образа на основе индустриального домостроения. Тем не менее родовые пятна «классики» проступили с первых же эскизов московского Дворца пионеров на Ленинских горах (1958). Комплекс стал знаковым сооружением и положил начало очередному этапу синтеза архитектуры и изобразительных искусств (весь пул зодчих уже имел заслуги в предыдущий период). Художникам пригодился принцип Фаворского –можно найти решение для самых сложных архитектурных условий, в данном случае совершенно непривычных, без правил. Об этом сооружении, художниках (И. Лавровой, И. Пчельникове, Г. Дервизе, Е. Аблине, А. Губареве, А. Васнецове и др.) и зодчих (А. Покровском, Ф. Новикове, В. Кубасове, Б. Палуйе и др.) много написано. Позже архитекторы И. Покровский и Ф. Новиков проектировали Зеленоград, оплот советской электроники. Здесь они встретились с еще одной группой художников. С. Чехов (1937–975) и В. Тюлин (1929–2009) прославили здание МИЭТа невиданной объемно-пространственной композицией «Часы» на фасаде (1971). В нее включен подлинный набатный колокол XVII века, музыкальное сопровождение написано М. Таривердиевым. В атриуме института находится рельеф Э. Неизвестного (1925–2016), не изменившего своим принципам после разгромной критики Хрущевым в Манеже в 1962 году. Хочется коснуться неоднозначной ситуации с историко-культурным наследием в контексте сотворчества монументалистов и архитекторов. Читая изданные в 2007 году воспоминания Ф. Новикова «Когда мы были молоды» и рукопись воспоминаний Ю. Либхабера – коллеги и друга Чехова, можно прочувствовать трагизм происходящего. Художник-экспериментатор должен приветствовать модернизацию столицы. Однако Чехов пытается противостоять сносу «кучи хлама» на Тургеневской площади, где архитекторами, с которыми он сотрудничает в Зеленограде, спроектировано высотное здание Минэлектронпрома. Это было типично для многих старинных городов СССР. Охранители и новаторы в одном лице, мечтатели о несбыточной гармонии. Борьба не просто концепций формирования городской среды, но гражданских позиций.

Последние два десятилетия – в целом благостный период: много заказов, много действительно интересных произведений создано художниками на всей территории СССР. Несколько парадоксально, что одновременно монументально-декоративное искусство начинает восприниматься как излишество. Язвительный Ф. Новиков пишет: «В последнее время в деле механической «национализации» современных построек наметилось, я бы сказал, своеобразное соревнование между отдельными республиками – очень уж быстро «прогрессирует» это направление. И, того гляди, станет тождественным тому уровню украшательства, который свойственен архитектуре послевоенного ВДНХ». И далее: «Нарастающей волне мещанского оформительства необходимо противопоставить серьезную работу, направленную на то, чтобы художественно осмыслить ту самую, лишенную теплоты и человечности материальную среду, которую мы своими руками создаем»9.

Пытаясь конкурировать с архитектурой, монументальная живопись насыщалась скульптурным объемом, пыталась взять на себя функции средового дизайна. При выгодном для архитекторов в материальном плане сотрудничестве с художниками (некоторая часть работ не входила в служебные обязанности зодчих и оплачивалась отдельно через комбинаты худ- фондов), все же зодчие, как правило, противились качественным изменениям своего детища. Пожалуй, есть лишь два примера тотальной трансформации архитектурного объема средствами монументальной живописи. Это библиотека 2-го мединститута в Москве (арх. В. Фурсов, худ. Л. Полищук, С. Щербинина) и телецентр в Ташкенте (арх. К. Никурадзе, В. Русанов, худ. Е. Аблин).

Монументально-декоративная живопись как мощное явление, как городское искусство логично завершала свое существование. Конец советского социально-политического проекта выступил как нож хирурга, отсек несвойственную времени функцию. Мозаики, росписи и тому подобное вернулись в храмы и частные покои. На город наступали современные визуальные технологии, брутальный стрит-арт. Проблема сохранения творческого наследия художников-монументалистов актуальна. Перефразируя строки Марины Цветаевой, можно сказать: только за то, что это искусство было и умерло, его надо любить и изучать.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Эдельштейн К. Бесконечность, время, пространство. Советское монументальное искусство / Сб., сост. М. Терехович. № 5.М.: Советский художник. 1984. С. 235.

2 Толстой В.П. У истоков советского монументального искусства. М.: Изобразительное искусство. 1983. С. 179.

3 Земляная Т.Н. Монументальная живопись М.Л. Бойчука и его школы. Таганрог, 2008. С. 182–183.

4 Зернова Е.С. Воспоминания монументалиста. М., Советский художник. 1985. С. 67.

5 Земляная Т.Н. Указ. соч. С. 30.

6 И з дневниковых записей К. В. Эдельштейна от 2 января 1977 года.

7 Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1935–1948. Сб., сост. Е.В. Шункова. М.: Советский художник. 1978. С. 52.

8 Там же. С. 70.

9 Новиков Ф. Правда и ложь архитектурной формы // Декоративное искусство СССР. 1978. № 5. С. 12–13.

 

ДИ №5 2017

10 ноября 2017
Поделиться: