Последовательно открыв на территории ММОМА на Гоголевском бульваре два групповых проекта, фонд V-A-C сделал персональную выставку одного художника, Кирилла Савченкова, уже успевшего стать заметной фигурой на отечественной художественной сцене. Его выставка – третья часть экспериментальной программы по институциональному сотрудничеству «Карт-бланш».
|
Савченков прославился экскурсией-перформансом из Ясенево в Северное Чертаново (часть проекта «Анабасис», 2013) и серией псевдонаучных мастер-классов «Horizon Community Workshop» (2015) в пространстве «Агентства сингулярных исследований» в ЦТИ «Фабрика». А 2017 год для выпускника, а теперь и преподавателя Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко вообще оказался крайне удачным: он стал участником основных программ двух биеннале – 4-й Уральской индустриальной (Екатеринбург) и BoCA (Порту) – и теперь открыл персональный проект в Москве. Практики художника разнообразны по форме, но в них прослеживается одна и та же неизменная линия. Кирилл берет на себя роль мастера разговорного жанра (умение плести словесные узоры с каждым проектом все более совершенствуется), который запутывает и манипулирует слушателями, заставляет их верить в самую запредельную фантастику, от мирового заговора до снежного человека и телепатии, и воспринимать услышанное как данность, с которой нужно жить.
В этом смысле его проекты наследуют одновременно таким профи мифотворчества, как Сьюзан Хиллер и Павел Пепперштейн, и виртуозам перформативного говорения, вроде Андреа Фрейзер и Уриэля Орлова. Нынешний проект продолжает эту линию. При этом разнообразные сюжеты, с которыми художник работал на прежних проектах, собраны на одной площадке, отчего выставка кажется тематически тяжеловесной и в то же время, что парадоксально, рассредоточенной. Словно на два этажа тонким слоем нанесли то, что можно было бы для удобства восприятия уплотнить. Многочисленные пустоты, «воздух» между объектами (а это и головы фантастических существ, от йети до инопланетян, и конференц-зал с разнообразной литературой, массовой и элитарной, и намеки на экстремальные виды спорта), оставлены с целью – водить большие экскурсионные группы, пробовать физические практики и устраивать ридинг-сессии.
Но именно тем убивается слишком насыщенная информацией экспозиция: либо надо было ее посвятить одному сюжету, либо сильно редуцировать перформативную часть. Впрочем, художник и его кураторы, Екатерина Чучалина и Мария Крамар, обещают, что выставка будет постоянно мутировать: объекты изменятся и даже будут замещаться живыми людьми.
Как бы то ни было, Кирилл Савченков любит такие неровности и шероховатости. И выставка как нельзя лучше соответствует экспериментальному статусу программы «Карт-бланш»: художник готов рисковать и подвергнуться критике ради того, чтобы понять, как работает его искусство в разных условиях. Благородная позиция.
№5. 2018