Девятьсот сорок четыре «наивные» работы переданы в 2016 году в дар Московскому музею современного искусства Государственным Российским домом народного творчества. Их авторы, не имея профессионального художественного образования, вступили на творческий путь, будучи уже в зрелом возрасте.
|
В собрание вошли работы художников, получивших признание в профессиональном сообществе: Анны Дикарской, Эльфриды Мильтс, Ивана Селиванова, Павла Леонова и других. Все они учились на заочном отделении народного университета искусств им. Н.К. Крупской (ЗНУИ). Во второй половине XX века это был крупный учебный центр, занимавшийся непрофессиональными художниками. В ЗНУИ преподавали художники А.В. Каменский, Б.З. Турецкий, М.А. Рогинский, А.Б. Гросицкий, Н.И. Касаткин, Ю.А. Куперман. Они выступали за сохранение самобытного видения каждого художника-самоучки. Обучение сводилось к индивидуальным письменным консультациям педагога, иногда перераставшим в долговременную личную переписку. Выполненные дома произведения ученики присылали по почте. Лучшие из них отбирали для показа на ежегодных всесоюзных выставках.
В начале 2000-х годов хранившиеся в Заочном народном университете искусств работы были переданы Государственному Российскому дому народного творчества, большая часть которых перешла в собрание Московского музея современного искусства, и, пожалуй, самая многочисленная коллекция в ее составе – хранящаяся в фондах живопись и графика Эльфриды Мартсовны Мильтс (1903–1974), датированная началом 1970-х годов. Латышка Э. Мильтс выросла в Москве, работала экономистом, и начала рисовать, только выйдя на пенсию. Она окончила ЗНУИ и с конца 1960-х годов активно участвовала во всех всесоюзных и всероссийских выставках самодеятельного искусства. В 1984 году ее имя вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства1.
Большая серия работ художницы посвящена детским воспоминаниям о старой Москве, домам и улицам: «Дворец Юсупова с садом XVI века», «Старая Москва. Уланский переулок, 7. Вид с Костянского переулка, 7», «Дом, где жил художник Левитан», «Чайный магазин купца Перлова», «Библиотека в Сокольниках», «Малиновый звон Сретенского монастыря», «Метро станция “Дворец Советов”. 1935 г.», «Станция метро “Кировская”» и другие. Москва глазами Эльфриды Мильтс выглядит сказочным городом с яркими декорированными домами, нарядными горожанами, конными экипажами. Ее работы повествовательны в деталях, в них смешивается действительное и воображаемое. Мильтс бережно вырисовывала карандашом все до мельчайших подробностей, затем раскрашивала изображения в определенные цвета, каждый из которых имел смысловую нагрузку. Четыре живописные картины художницы из этой серии экспонировались на выставке «Наив…но» в ММОМА.
Многие поздние работы Мильтс выполнены в этюдной манере и рассказывают о повседневной жизни ее современников. Это изображения выездов на отдых в пансионаты, прогулки в парках, чтение книг в библиотеке и многочисленные портреты («Кратово», «Женя и Коля. Дом отдыха “Лысково”», «З. Я. Коган. Дом отдыха “Турист”, «Ст. Нахабино», «В читальне», «За письмом», «За вязанием», «На скамейке»).
Особенно интересная часть коллекции – работы Ивана Егоровича Селиванова (1907–1988): портреты философов (Дж. Бруно, Дж. Браун, К. Маркс), изображения птиц и животных («Собака», «Курица», «Лань», «Кошка», «Семья петуха»), автопортрет «Путевой обходчик».
Иван Селиванов родился в бедной семье в деревне Васильевской (Архангельская область), сменил множество профессий (сторож, кузнец, кочегар, слесарь, печник), скитался по стране. В 1941 году эвакуирован в Кузбасс, и с 1943 года осел в шахтерском городе Прокопьевске. Рисовать начал после 40 лет карандашом, акварелью, чернильным порошком, изредка маслом. Персонажами его первых рисунков стали домашние животные и птицы: корова, собака, кот, петух. Позже, когда педагогом-наставником И. Селиванова в ЗНУИ стал Юрий Аксенов, в работах появились другие звери – слоны, лани, львы, обезьяны. Аксёнов предложил Селиванову написать портрет матери, и он по памяти создал образ русской северянки с голубыми глазами, пышными светлыми собранными в пучок волосами. Даже после того как официальные отношения с народным университетом закончились, Селиванов почти четыре десятка лет отправлял туда картины. После смерти жены в начале 1970-х от него пришла работа, где на снегу сидит одинокий бело-рыжий кот Вася с печальными глазами («Кот на снегу»). Рыжий хвост обвивает передние лапы, синяя тень от кота пронзительной голубизной подчеркивает заброшенность сжавшейся фигурки. Домашних животных Селиванов изображал с фантазией: как мифических созданий, носителей некоего знания с проникновенным взглядом, полных собственной значимости. «Да, да, свои глаза “вставил” художник и в образ коровушки, в образы собаки, льва, слона и даже обезьяны, ибо не просто любит животных как забаву или полезное существо, а отродясь считал их близкими, дорогими “животинками”. Каждый лист – это страница биографии самого художника. Например, “Одинокий кот на снегу” – предтеча “Автопортрета” художника, находящегося в Суздальском музее и вошедшего в Международную энциклопедию наивного искусства» (Ю. Аксенов)2.
Также примечательна серия живописных работ 1970-х годов Михаила Николаевича Засинца (1938). Художник родился в деревне Медведное (Ельский район Гомельской области). Работал механизатором, комбайнером, после травмы стал инвалидом. Он вспоминал: «Это было в больнице, когда подошла ко мне нянька, принесла кусок картона и акварельные краски и сказала: “Попробуй что-нибудь нарисовать, станет легче тебе здесь лежать”» 3. Излюбленная тема художника —жизнь односельчан. На картинах яркими насыщенными красками изображены простые, понятные и часто идеализированные сцены повседневной жизни: «Бабушкины сказки», «Купили телевизор», «Поют жаворонки», «В жатву», «Победителю в соревновании», «Зайчиков хлеб», «Доярка».
В собрание Московского музея современного искусства вошли произведения плеяды талантливых самобытных художников-наивистов, учащихся ЗНУИ: помимо Эльфриды Мильтс и Ивана Селиванова, Александр Березнев, Павел Леонов, Анна Дикарская, Михаил Засинец, Рауф Ахмедов, Валентина Шеламова, Владимир Казмерчук, Анатолий Руденков, Маматали Ерматов, Александр Сенченко, Илья Широков. Их произведения, свободные от жестких правил, являют нам идеализированную повседневность.
1 Всего двенадцать учащихся ЗНУИ входят во Всемирную энциклопедию наивного искусства (Югославия, Белград. 1984).
2 Аксенов Ю. Образы жизни большой // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 1986. 25 окт. № 205. С. 4.
3 Немиров В. Кот, петух и художник // Сельская правда. Новокузнецк, 1986. 1 нояб. № 131. С. 4.
4 Репортаж из Ельского краеведческого музея. Картины Засинца, этнография Полесья и герои СССР. 07.12.2015 (Проект «Музеи Беларуси» с Белкарт)