|
Она прожила недолгую (всего пару лет), зато яркую жизнь. В 2006-м в интернете объявилась перформанс-художница Газира Бабели. Темные волосы, солнечные очки, черный костюм, ботинки на платформе. Этот сетевой персонаж танцевал в бочке, строил виртуальные выставочные площадки, где демонстрировал, например, натянутую на холсты кожу или живые скульптуры, устраивал свалку из случайных объектов («Черный квадрат», корова, земной шар и т.д.). В общем, было весело. Сергей Гуськов поговорил с анонимным автором, создавшим Газиру Бабели.
Сергей Гуськов. Как и почему была создана ваша виртуальная героиня?
Газира Бабели. Весной 2006 года я зашел в игру Second Life, как и все – из любопытства. Наконец кибер-мифология Метавселенной нашла свое воплощение: сотни тысяч людей со всего мира оказались блуждающими в одном пространстве на одном экране, функционируя как проекции себя в новой реальности. Большинство занималось теми же обычными вещами, что и в «первой жизни»: строили, продавали и покупали дома, мебель, машины, парики, бесчисленные пары обуви и т.д. Художники же создавали виртуальные «кинетические скульптуры» в духе Колдера или загружали живопись в виде JPEG картинок в ожидании выставки. Комфортная имитация реальности. Увлекшись физическими законами этого странного мира, я несколько месяцев писал код для необычного оружия: ловушек, например «ты любишь поп-арт, поп-арт ненавидит тебя», гравитационных пушек, орудия «орбитер» с эффектом «вознесения», которое может закинуть ваш аватар на высоту тысячи миль быстрее, чем позволяет визуализировать ваша видеокарта. Я испытывал пределы восприятия, формы поведения и реакции этого виртуального мира, что стало новым опытом для меня, моего аватара и других участников.
С.Г. Почему вы выбрали форму виртуального перформанса?
Г.Б. Из-за этого «оружия» меня иногда называли «грифером», то есть вредителем, что удивляло, ведь я не стремился к этому. Мне так надоело оправдываться, что я решил назвать свое поведение «программным перформансом» и начал объяснять: «Я не собираюсь вам вредить, я просто хочу показать невидимое в этом мире с помощью программного кода». Иногда это работало. Некоторые начинали видеть смысл в таком экстремальном визуальном опыте.
Несколько месяцев спустя группа художников из США и Канады основали перформативную группу Second Front и предложили мне как новатору виртуального перформанса присоединиться. В это время вокруг Odyssey (арт-площадки в Second Life, аккумулирующей онлайн-симуляторы современного искусства с упором на перформанс. – ДИ) начала развиваться живая художественная сцена – многие называли это сообществом. Это было в 2007 году, за два года до взлета Фейсбука.
С.Г. Как и почему Газира Бабели «умерла»? И может ли вообще виртуальный художник умереть?
Г.Б. Я отвечу двумя цитатами: «Виртуальная жизнь длится вечно или пять лет, смотря, что наступит раньше»1 и «Я могу ходить босиком, но моему аватару нужны туфли Prada»2.
С.Г У вас были или есть другие художественные воплощения?
Г.Б. Нет, но в прошлом было несколько, начиная с Неда Лудда3 (смеется).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Вольная цитата из статьи Джефа Ротенберга (1999) «Ensuring the Longevity of Digital Information» (Scientifi c American, Vol. 272, № 1, P. 42–47). Там, где Ротенберг использует понятия «цифровая информация», «цифровые документы», «данные», Газира Бабели говорит о «цифровой жизни».
2 Интервью Газиры Бабели Тильману Бомгертелю. 23 марта 2007 года // http://www.nettime.org/Lists-Archives/nettime-l-0703/msg00032.html
3 Нед Лудд, он же «Король Лудд» или «Генерал Лудд» – предводитель луддитов, участников стихийных протестов первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии.
Газира Бабели. Анна Маньяни. 2017. Видео, печать. Предоставлено автором