В Москве, в доме 10 по Большой Садовой, известном по адресу давно музеефицированной «нехорошей» квартиры Булгакова, появился еще один мемориальный музей. Для посетителей открылась мастерская Петра Кончаловского, в которой художник работал с 1917 года по 1956 год, до последних дней.
|
Мастерская классика русского авангарда и одного из основателей «Бубнового валета» находится на последнем этаже «булгаковского» дома, в пятом подъезде, дверь в дверь со вторым входом в квартиру Булгакова. Появлением своим новый музей, в создании которого приняла деятельное участие Государственная Третьяковская галерея и открытию которого способствовал учрежденный в 2006-м Фонд Петра Кончаловского, также обязан Музею М.А. Булгакова. Его директор Петр Мансилья-Круз подал концепцию «Студии 40» – выставочного проекта, открытого только что, 17 мая в мемориальной мастерской, на гранатовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Потанина и выиграл.
В нынешнем виде выставка будет действовать до середины лета, пока архитектурное бюро «Рождественка» разрабатывает проект реставрации. Представители Фонда Петра Кончаловского, финансирующего работы, рассчитывают, что за год реставраторы управятся, и тогда можно рассчитывать на заполнение музея работами художника. Они будут предоставлены не только наследниками, вполне вероятно, что-то предоставит Третьяковка. До реставрации, без системы климат-контроля, полотен здесь не будет. Но даже считаные предметы, которые мы видим сейчас, – личные вещи в витринах, пара натюрмортов (одного из учеников Петра Петровича и его сына Михаила) создают эффект присутствия хозяина.
Материальное ловко вмонтировано в виртуальное продолжение мастерской. Приложение дополненной реальности стало полномерной частью выставки и единственной навигацией по ней. «Это рассказы о художнике, отталкивающиеся от предметов, изображенных на его картинах, и от того, чего на картинах нет, – комментирует Петр Мансилья- Круз. – Вот, например (мы видим в витрине ноты переложенной для двух гитар серенады из “Севильского цирюльника” – И.М.), Среди изображенных вещей не было рояля, но Наталья Петровна Кончаловская вспоминала, что когда отец работал над сценографией спектаклей оперы Зимина, они с женой, Ольгой Васильевной, устраивали концерты в мастерской». Приложение предлагает три сценария экскурсии. Все основаны на холстах, написанных здесь, с изображениями находящихся тут раритетов. Три темы/холста: «В мастерской. Семейный портрет» (1917) – ранний Кончаловский, «Верстак» (1917) – история про развитие ремесла, «Полотер» (1946) – поздний Кончаловский. Вместе они описывают жизнь мастерской и творчество ее хозяина – а Петр Петрович работал здесь почти полвека, причем обитал в этом доме с 1910 года, занимая мастерскую этажом ниже, а в 40-ю студию перебрался, вернувшись с войны. Вы наводите планшет на предмет в мастерской, приложение предлагает вам его историю на картине, фотографии, в документах или текстах. Например, на открытую дверь мастерской – и на планшете появляется снимок молодого Кончаловского и сопровождающий ее текст, цитаты и документы. Возникающий на экране портрет художника Якулова служит маркером темы «Бубнового валета» – дальше информация об их первой выставке и приведенное полностью письмо Петра Кончаловского Александру Бенуа.
Художники Кончаловские, Петр и Михаил, творили здесь без малого век. В 1996 году 90-летний Михаил Петрович перебрался на Верхнюю Масловку, а студию 40 на Большой Садовой, все так же принадлежавшую МоСХу, заняла чета молодых художников – Михаил Тихонов и его жена Елена Утенкова-Тихонова. Какие-то вещи, принадлежавшие Кончаловскому – найденный в книге карандашный рисунок, табуретку с картины «Полотер» – сохранили именно они. Кованый сундук, мольберт, плетеные дорожные кофры вернулись на место из Третьяковки, где они оказались в 1990-х, краскотерочная машина – из Московского музея современного искусства. Тубус, с которым художник ездил на фронт, инскрипт Василия Сурикова, тестя Кончаловского, и рукописные воспоминания о детстве его жены попали на выставку из семьи. Верстак, слишком большой, чтобы его отсюда вытащить, так и стоит на прежнем месте – и это все равно кажется невероятным.
Самое же удивительное, что сам дом дожил до наших дней в приличной сохранности. Здание, вошедшее в историю как дом Пигита, построил в 1903–1904 годах, совместно с Антонином Милковым, Эдмунд Юдицкий, архитектор московского модерна, автор доходного дома Зимина в Дегтярном переулке, дома Толмачевой в Камергерском и т.д. Здание, необычное даже внешне, особенно со двора, прославилось своими жителями и вошло в историю как «рассадник» нового искусства и вольнодумства. Владелец дома, он же основатель табачной фабрики «Дукат», Илья Пигит родом из караимов, жил здесь в десятикомнатной квартире No 5, а дворовую часть Г-образного здания изначально предназначал для художественных мастерских. В 1918-м национализированное здание превратили в рабочую коммуну, но художников оставили. Под мастерской Кончаловского располагалась мастерская Георгия Якулова, у которого бывали Маяковский, Андрей Белый, Мариенгоф, Есенин в 1921-м здесь познакомился с Айседорой Дункан. В верхней же мастерской – Кончаловского – написана большая часть его портретов, включая автопортрет с женой, бесконечные натюрморты с участием подноса, который тоже сохранился и теперь занял свое место.
Сохранился в общем и интерьер. Реставраторы обещают вернуть его к исходному виду 1921-го, открыть заложенное кирпичами дополнительное окно (заложили в 1990-х, когда в мастерской не топили) и верхнюю часть «фонаря». В 2019 году восстановленный мемориальный музей будет открыт заново.