×
Вкус готики
Евгения Гершкович

Императорская резиденция Царицыно – единственный в мире ансамбль, целиком выдержанный в готическом стиле. Историк искусства Сергей Хачатуров, чей научный интерес лежит в области поисков следов готического вкуса в русской художественной культуре, вновь выступил куратором проекта о связи архитектуры, театра, видеоарта и других жанров современного искусства.

 

 

Мастер по части многоуровневой интерпретации сюжета в рамках заданной готической темы, в «кармане» которого всегда найдутся интригующие рифмы, Сергей Хачатуров переключает регистры восприятия, превращает проекты в сюиты, выстраивает их в циклы. «Гипноз Пространства» станет третьей выставкой куратора в Царицыно.

Две предыдущих реализованы им в 2016–2018 годах в Малом дворце усадьбы – «Ожившая пьеса императрицы» и «Призрак-рыЦАРь». Если в первых двух частях цикла рассуждения велись в основном о готической литературе XVIII века, то в фокусе открывающейся выставки – воображаемая (эфемерная, «бумажная») архитектура. На этот раз куратор замахнулся на грандиозное и весьма сложное для укрощения пространство башни Большого дворца, главной постройки Матфея Казакова.

Куратор ставит вопросы: как мир воображаемой архитектуры конструировал творческое сознание людей прошлого? Что есть архитектурная фантазия в измерении современного человека? Будет ли она близка ему или же так и останется пыльной рухлядью, набором старого реквизита, способного вызывать интерес лишь у археологов и историков искусства?

Свое начало бумажная архитектура берет в театрах ренессансной Италии – именно там в первой половине XVI века при оформлении сцены начали применяться перспективные изображения условных площадей и улиц, на фоне которых разыгрывалось действие. Театральное происхождение воображаемой архитектуры продиктовало структуру экспозиции, которая обходит стороной хронологический принцип. «Гипноз пространства», как признается Хачатуров, проект экспериментальный. И задуман не как хрестоматия, но как путешествие, которое свяжет век восемнадцатый с киберпространствами сегодняшнего дня. Как перформанс, где барокко узнает себя в виртуальной реальности.

Архитектором выставки выступает Степан Лукьянов, ведущий художник наиболее отзывчивого к экспериментам Электротеатра Станиславский. он создает конструкции внутри конструкции, систему различных модулей для экспонирования объектов, которые в свою очередь превратятся в лабиринты для скитаний заинтригованных зрителей.

Круговая анфилада из одиннадцати залов начнется со своего рода «замкового камня» экспозиции, гравюры основателя бумажной архитектуры Джованни Баттисты Пиранези «Ихнография, или План Марсова поля в античные времена» (1757) из ГМИИ им. А.С. Пушкина. «С одной стороны, это плод археологических фантазий XVIII века, реконструкция древнеримской античности, с другой – парафраз фильма Тима Бёртона «Марс атакует», – поясняет куратор. «если взглянуть на планы форумов и храмов, предложенных Пиранези, окажется, что они не имеют ничего общего с реальной римской античностью. Это фантастическое пространство с космодромами летающих тарелок».

Театральный декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзаго в своем трактате «Музыка для глаз и театральная оптика» первым сделал довольно радикальное заявление: бумажная и театральная архитектура имеет право быть актером собственного театра. Не нужны ни артисты, ни режиссер, достаточно строить действие просто сменой декораций. Образец подобного спектакля был продемонстрирован в 1818 году в театре графа Шереметева в Архангельском. Представление состояло из двенадцати смен декораций (из них сохранились четыре – «Храм», «Таверна», «Тюрьма», «Мраморная галерея»). Графическим листам Гонзаго, предоставленным Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева, будет посвящен зал «Пропилеи».

Один из ключевых разделов выставки Opera Seria займет три зала. «Серьезная опера» XVII–XVIII веков предполагает исторический или мифологический сюжет, речитативы, виртуозные арии и действия в роскошных декорациях. Наряду с подлинными эскизами XVIII века театральных сценографов Галли да Бибиена, Джузеппе Валериани присутствуют высказывания современных художников на тему старинного театра. Владимир Карташов из Новосибирска (зал «Кибербарокко») создаст парафраз темы старинных сценических иллюзий с пещерами, замками, тайниками и сокровищницами, этакий лабиринт из фигур-обманок героев компьютерных игр. Василий Сумин, ученик Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина, представит визуальную сценографию на большом экране.

Тут же покажут записанную на видео миниоперу про архитектуру и Канта в исполнении артистов театра Июльансамбль (композитор Ираида Юсупова, режиссер Андрей Сильвестров, либретто Ури Гиршович). В той же части экспозиции появятся мистические пейзажи древней Киммерии кисти Константина Богаевского (из коллекции А.Н. Севастьянова).

Тема Храма как пространства универсума знаний раскроется через астрономию, астрологию, карты и старинные атласы XVII–XVIII (коллекция А.Л. Кусакина). Этот зал предстанет в виде масонской ложи с атрибутами и символами «вольных каменщиков», связанными с формированием «готического вкуса», из фондов музея Царицыно.

Раздел «Волшебный фонарь» посвящен работам режиссера Андрея Хржановского, меланхолии маленького человека и неожиданной роли сценической архитектуры в устройстве его мультипликационных новелл. Разумеется, не обойдется без офортов из серии Carceri («Темницы»), психоде лического шедевра Джованни Баттиста Пиранези, который куратор срифмовал с проектом «обитаемый колумбарий» бумажных архитекторов А. Бродского и И. Уткина и голографической анимацией в коробке Марины Алексеевой.

Завершающим аккордом станет раздел «Праздник», организованный как многонефная базилика с инсталляциями Степана Лукьянова, аллюзией на машинерию зрелищ и театра эпохи барокко. обещаны гравюры Калло и декорации к опере «Сверлийцы». В это пространство вернется бумажная фантазия Бродского и Уткина в виде листа «Театр без сцены, или Блуждающий зрительный зал».

Роль эпилога возьмет на себя бетонная книга отзывов, выполненная свежим лауреатом премии Инновация Артемом Филатовым. описание лишь подогревает интерес к новому повороту сюжета. Гипнотизируя пространством, провизорски отмеряя впечатления, призывая к работе все органы чувств, куратор приглашает зрителя преодолеть этот замысловатый маршрут и в финале раскрепостить фантазию.

ДИ №3-2018

 

14 сентября 2018
Поделиться: