×
Молодежная биеннале: предыстория
Авдей Тер-Оганьян. Э. Уорхол. Мэрилин. Из серии "Картины для музеев". 1989. Холст, масло

Во второй половине 1980-х представители культурной интеллигенции охвачены эйфорией. Снят запрет с творчества деятелей русской эмиграции (первых трех волн), опубликованы запрещенные ранее произведения Булгакова, Замятина, Гроссмана, Пастернака. Разрешено вслух говорить о сталинских репрессиях, публикуется роман А. Рыбакова «Дети Арбата». СМИ получает послабления свободы слова. Зарождается рынок современного искусства, снята цензура с западной культуры. В ЦДХ поочередно проходят выставки Янниса Кунеллиса, Фрэнсиса Бэкона, Роберта Раушенберга, Гюнтера Юккера.

1988 год, в Москву прилетел итальянский критик, куратор и теоретик искусства Акилле Бонито Олива, присмотреть площадку для своей выставки, которой так и не суждено состояться. Тем не менее визит Оливы не прошел бесследно для истории позднесоветского искусства России.

Итак, обо всем по порядку: итальянского гостя как тень сопровождает искусствовед, специалист по современному искусству и основатель Творческого объединения «Эрмитаж» Леонид Бажанов. Куратор, научный сотрудник, завотделом современного западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, корреспондент международного художественного журнала Contemporanea и член редсовета журнала FlashArt Виктор Мизиано приглашен на встречу с итальянцем в верхах переводить. Во время речи Акилле Бонито советует присмотреться к молодым художникам СССР, наконец предоставить им пространство для высказывания. Бажанов, бредивший идеей молодежной биеннале, начинает цитировать слова оливы во всех столичных кулуарах. Тронула эта речь и лояльного к актуальному искусству Павла Владьевича Хорошилова – генерального директора Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Е.В. Вучетича (Дирекция выставок и хранения собрания Минкультуры СССР), вскоре назначенного директором внешнеторговой фирмы Союза художников СССР «Союзхудожэкспорт» и директором Юнион-галереи». Павел Владьевич также загорелся идеей международной молодежной выставки, которую запланировал устроить в Манеже. В одном из самых популярных и авторитетных СМИ «Московские новости» главный редактор егор Яковлев немедленно заказал заметку о роли молодых художников в современной культуре СССР. Молниеносно идея получает одобрение у «кого надо», и уже на следующий год – июнь 1989 – назначена первая международная молодежная биеннале в Советском Союзе. Манеж, правда, не дают. Площадкой постановили Московский дом художника на Кузнецком мосту, 11. Куратором приглашают Виктора Мизиано. Павел Владьевич Хорошилов, который с самого начала должен был стать комиссаром, уходит с директорской должности Минкульта СССР, поэтому роль комиссара берет на себя Люба Шакс, занимавшаяся тогда клубом при «Московских новостях», редакция же «МН» активно помогает с освещением, сбором средств и пожертвований на выставку.

Параллельная программа самоорганизовалась стараниями Клуба Авангардистов и прошла там же.

 

Основной проект: Невыносимая легкость бытия

 

Вадим Захаров / Арсен Савадов и Георгий Сенченко / Perejaume Константин Звездочетов / Тимур Новиков / Энцо Кукки
Андрей Ройтер / Роб Шолте / Марк Тэнси
Алексей Шульгин / Анетт Лемье
Глеб и Игорь Алейниковы
Перцы / Альфредо Пирри / Рональд Джонс
Илья Пиганов / Гюнтер Форг / Биргит Юргенсен
Мария Серебрякова / Барбара Блум
Анатолий Журавлёв / Кока Рамишвили / Мирослав Балка Инспекция «Медицинская герменевтика» / IRWIN

Параллельная программа: Гибель богов

Никита Алексеев
Авдей Тер-Оганьян
Юрий Альберт
Герман Виноградов
Чемпионы мира
Георгий Литичевский
Мухомор
Олег Котельников
Владислав Мамышев-Монро

18 июня 2018
Поделиться: