×
Парадный портрет молодого искусства
Павел Герасименко

В то время как в Москве проходит биеннале молодого искусства, художники до тридцати трех лет составляют большинство и в параллельной программе десятой «Манифесты» в Петербурге. Дух эксперимента и атмосфера становления, которая естественна для путешествующей по Европе «Манифесты», возникшей именно как биеннале молодых в противопоставление Венеции и Касселю, выгодно отличает параллельную программу от основного проекта в Эрмитаже, где среди участников много «классиков».

Основной площадкой стал Первый кадетский корпус на Васильевском острове. Здания возводились во второй половине XVIII века при участии Трезини и Баженова, главный актовый зал декорирован до сих пор сохранившимися медальонами работы Федора Толстого. Именно здесь летом 1917 года на первом съезде Советов рабочих и солдатских депутатов прозвучала сакраментальная фраза Ленина «Есть такая партия!» Список организаций, перебывавших в этих стенах после 1918 года, читается увлекательно: начиная от Финских курсов при РККА и Ветеринарного микробиологического института Красной армии до Музея Арктики. Последние полвека обширный комплекс занимала Военная академия тыла и транспорта, а с 2012 года здания Кадетского корпуса реконструируются под нужды Санкт-Петербургского университета архитектурным бюро Никиты Явейна «Студия-44», сделавшим для Эрмитажа перекрытые атриумы Главного штаба.

Руководитель параллельной программы Николай Молок предсказуемо пригласил к участию ведущие московские силы: кураторами групповых и персональных выставок стали галерист Наталья Тамручи, видный арт-менеджер Николай Палажченко, фотограф и преподаватель школы Родченко Владислав Ефимов, Алиса Савицкая из нижегородского ГЦСИ и другие. Нынешнее состояние здания можно охарактеризовать как «руина», и «Манифеста» как нельзя кстати: пока не началась в полную силу реконструкция, здесь царит джентрификация — основной корпус пробуют осваивать участники выставок. Богатое историческое прошлое, проекты смотрятся сейчас в этих интерьерах «как влитые».

Центральным объектом выставки «Этюды оптимизма» стал фриз из частей нижегородской деревянной архитектуры и фотографий Владислава Ефимова, запечатлевших эти почти уничтоженные теперь дома. Название инсталляции «Живой уголок» оправдывают не только дополняющие ее фикусы в горшках и кадках, но главное, что передается здесь в паттернах карнизов и наличников — живучесть, реальность и какое-то упрямство исторического материала.

Парадный вход с Кадетской (а в советское время Съездовской) линии ныне закрыт, и от этого композиционная и архитектурная связность интерьеров нарушена. Известная работа Ирины Кориной «Торжество» — уставший от вращения глобус — лежит как раз у подножия парадной лестницы, ведущей на второй этаж.

В аванзале представлена выставка «Что мы слышим, когда смотрим?», которая собрала первостатейных художников «Открытой галереи» Натальи Тамручи. Эффектная ось всей экспозиции состоит из звучащих объектов — «Рож ветров» группы «МишМаш», стального куба Андрея Кузькина, бамбуковой завесы Дмитрия Гутова, а также неумолкающего потока воды и огня в видеоинсталляции Владимира Тарасова. Иван Плющ по праву занял самое выгодное как в экспозиционном, так и в семиотическом плане пространство большого зала, построив версию своей инсталляции «Процесс прохождения», впервые показанной на Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге. Вряд ли кто еще из молодых художников создал за последние годы такой масштабный и цельный объект. В историческом окружении смысл этой работы стал и более понятен, и буквально расширился до метафоры российской истории XX века, в которой стремление вверх и вперед неизбежно кончается путаницей, а связная речь обрушивается в хаос, как в ранних рассказах Сорокина. За сценой, там, где заканчивается инсталляция Плюща, показывают новое видео Полины Канис «Парадный портрет» — упражнения гимнастов на шесте, удерживающем мотоцикл, который не может двинуться с места. Заметно, что оба художника испытывают утомление и разочарование от тоталитарной эстетики, которую сделали темой работ. Выставка «Generation START» рекламирует площадку молодого искусства на Винзаводе в качестве инкубатора и надежного лифта для начинающих современных художников. Справедливость такого подхода подтверждается разными карьерами — от работающей нынче с финской галереей «Forsblom» Татьяны Ахметгалиевой, чья первая персональная выставка прошла в «Старте» в 2009 году, до выпускницы сезона 2010/11 Тани Пеникер, показавшей с графическими работами хороший результат на последнем аукционе «Vladey». Одна из самых интересных работ на выставке Евгения Антуфьева — пока безымянная инсталляция — включает три элемента: в центре комнаты, на подиуме под стеклом мягкий объект в форме зверя, плюшевый сфинкс; на стене видео с незрячей женщиной, ощупывающей в музее чучело льва и еще материальный подбор из двух фактур — на другой стене. Все вместе складывается в простую и убедительную историю о природе и границах человеческих чувств.

В двух комнатах Кадетского корпуса нашел себе место новый проект Ольги Чернышевой «Domestication» — два десятка крупноформатных цветных фотографий, снятых на строительстве нового дома. В этом пространстве художнику пришлось аранжировать его инсталляцией из фрагментов лепнины и снятых с петель старых дверей, но работа, несомненно, еще получит лучшую выставочную судьбу. Как почти всегда бывает у Чернышевой, герои многих снимков, особенно это касается фотографий строителей, застигнуты в состоянии удивительной гармонии. «12 задумывающихся фотографов»… Студенты курса Владислава Ефимова в школе Родченко стараются перещеголять друг друга экспозиционными приемами контемпорари-арта, осваивая небольшой светлый коридор. В серии «Блокада Ленинграда» Софья Гаврилова в поисках связи между нынешним временем и недавним историческим дает слово плоским и пустынным приладожским пейзажам. Алиса Бекетова прямо на оконном стекле сочиняет гипертекст, вписывая фотографию пейзажа с комментариями от руки сразу в несколько реальных и концептуальных рам.

И последнее. Многие художники и кураторы говорили, что худшего монтажа, чем в Кадетском корпусе, они давно не припомнят. То, что молодой художник уже в силу своей молодости должен быть неприхотлив к условиям — распространенное заблуждение, и устроителям выставок, тем более международного уровня биеннале, надо не забывать об элементарных обязанностях перед автором. Хочется надеяться, что все экспозиции в Кадетском корпусе и на других площадках смогут существовать как живые и действующие организмы до конца «Манифесты» в октябре. 

​ДИ №4/2014

15 августа 2014
Поделиться: