×
Танцы со звездами
Александр Буренков

Духи советского модернизма принимают посетителей в Астрофизической обсерватории.

 

 

 

Гигантский телескоп РАТАН-600 в станице Зеленчукская – крупнейший в мире радиотелескоп1, а также история и социальная ткань закрытого научного городка стали опорными пунктами для выставки резидента Gogova Foundation Василия Сумина «Станция YE5. Исследование онтологического единства несоизмеримых размеров». На территории установки телескопа размещены четыре саунд-интервенции художника, композиционно связывающие проект в единый прогулочный тур. У входа в радиотелескоп зритель слышит эмбиент-композицию «Невербальное приветствие наблюдателя», после чего на коническом вторичном отражателе телескопа2 погружается в аудиоинсталляцию «Разговор о гравитации и любви» с записями кривых блеска взрыва сверхновой звезды и звуков масляной платформы большого азимутального телескопа3. В третьей точке маршрута зрители слышат звук передвижения вторичного зеркала радиотелескопа и звук движения следящего за звездой радиотелескопа бТА4, вступащие в своеобразный диалог друг с другом (инсталляция «Коллективные действия»). Финальный аккорд прогулочного тура по телескопу – аудиоинсталляция «Послание природе о смене культурных эпох», где лекция Дмитрия Александровича Ольшанского «Основы идеологии модернизма» вступает в диалог с записью птиц, свивших гнезда на антеннах радиотелескопа. Сопоставление культурных кодов советской эпохи, современности и окружающей природы – основа исследовательского подхода Сумина.

Художник занимается выявлением инерционного воздействия советского модернизма и научной среды города на окружающую среду и судьбы живущих в академическом городке людей. По выражению одного из астрофизиков, работника обсерватории, связь ученого с радиотелескопом становится интимной, неразделимой и даже мистической, сравнить ее можно с итальянской скрипкой, шедшей когда-то в комплекте с профессионально обученным скрипачом, – включенные в повседневность вещи не только влияют на наше восприятие и опосредуют опыт, но и формируют мировоззрение.

Созданный художником архив мифов локального контекста – людей и звезд, за которыми эти люди наблюдают, собран в финальной точке прогулочного тура проекта – «Станции YE5» в поселке буково Нижнего Архыза, где в своеобразном исследовательском центре представлены хранилище данных и тотальная инсталляция с шестью видеоэссе и артефактами научного быта работников обсерватории. Найденные объекты – хранившиеся без должного внимания фотографии части южного неба, которое не наблюдает САО РАН, сделанные телескопом Паломарской обсерватории5, нереализованные студенческие проекты ландшафтного дизайна поселка, предлагавшие автомобильную парковку на 300 машин внутри скалы, папка архивной документации, помещенная под камень и недоступная зрителям. Сумин музеефицирует с особым трепетом и вниманием сложную и противоречивую биографию научного городка, поднимая вопрос об отсутствии архива САО РАН как такового и предлагая альтернативные способы интерпретации исторических событий, хранения и представления архивов.

Взгляд художника на историю сформирован персональным измерением: люди и субъективный опыт оказываются важнее фактов, поэтому ядро экспозиции – цитаты из дневников астрофизика Виктора Шварцмана, занимавшегося теорией черных дыр и программой SETI по поиску внеземных цивилизаций. Автобиографические записи ученого, по неизвестным причинам покончившего с собой в 1987 году, стали важной частью истории Нижнего Архыза и коллективной памяти его жителей. В дневниках Шварцман задается вопросом, который до сих пор волнует многих жителей Нижнего Архыза, относящихся со скепсисом к подобным вмешательствам современных художников: «Нужно ли искусство людям науки?». Ученый дает на него однозначный ответ: «Нужно. Оно помогает относиться к собственному роду занятий серьезно, взглянуть на собственное творчество со стороны. Искусство не помогает ученому решить ту или иную научную проблему, но оно помогает ее выбрать».

Сумин, работающий со звуком, медиаи видеоартом, с архивами и научными исследованиями, получил карт-бланш Gogova Foundation на создание амбициозного сайт-специфичного проекта более чем заслуженно. Его работы заметно прозвучали в прошлом году, пока он еще учился в Школе Родченко, в рамках акции «Ночь в Музее» на выставке в Электромузее. Там Василий представил Xenophore, медитативную интерактивную инсталляцию с элементами дополненной реальности, аудиовизуальный перформанс, позволявший зрителям начать создавать свои композиции. На отчетной выставке студентов Школы Родченко «Классное собрание» на «Винзаводе» в рамках VI Московской биеннале молодого искусства инсталляция Сумина «Меланхолия атома. Аэропорт» встречала посетителей пунктом досмотра в транснациональном аэропорту. По идее художника, проходя через металлическую рамку для досмотра, составленную из видеоэкранов с флагами различных государств, сливающихся в один транснациональный флаг под едва различимые звуки исторических и онтологических фактов6, зритель проникал в пространство, существующее по иной, нелинейной логике, альтернативной рациональному познанию.

На выставке «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня» в музее «царицыно» масштабная видеоинсталляция Сумина возрождала звучание католических соборов по гравюрам XVIII века и, по задумке куратора Сергея Хачатурова, выстроившего мизансцену проекта по логике спектакля-путешествия в диалогах, вступала в «видеобатл» с пьесой «Создание – мироздание» Ури Гершовича, Андрея Сильвестрова, Ираиды Юсуповой и Егора Кошелева. Старинные сценические фантазии и феерии на выставке, посвященной фантастическому жанру архитектурного творчества, оживали, показывая способы реинкарнации в передовых современных технологиях – виртуальной реальности, компьютерных играх, анимации.

Подобные тактики хонтологии, вызывания «духов прошлого» в современном контексте есть и в работах Сумина в Нижнем Архызе. Художник взаимодействует с призраками советского модернизма и силами природы, посылает сообщение безликой природе вещей, в результате чего они обретают свое значение и дух. Сумин обращается к советскому модернизму, поскольку часть агентности объектов, составляющих ткань научного быта, заключается в ауре советской архитектуры, инженерии и научного инструментария, до сих пор влияющих на мышление и ежедневные ритуалы работников обсерватории и рядовых жителей поселка. Художник предлагает взглянуть на техническую инфраструктуру поселка вне протоколов аппаратного обеспечения и функциональной целесообразности, но рассмотреть их как объекты, с которыми ученые ведут каждодневный диалог, приводящий к процессам взаимного влияния и симбиоза.

1 Телескоп вошел в Книгу рекордов Гиннесса, диаметр его рефлекторного зеркала около 600 метров. 2 Основу телескопа составляют два основных отражателя: круговой и плоский, а также пять подвижных наблюдательных кабин. Круговой отражатель, расположенный по периметру телескопа, – его наиболее крупная часть, состоящая из 895 прямоугольных отражающих элементов размером 11,4 на 2 метра, расположенных по кругу диаметром 576 метров. В конце 1985 года был установлен дополнительный конический отражатель-облучатель, который позволяет принимать излучение со всего кольца кругового отражателя с помощью преобразователя сигнала для получения радиоданных о Вселенной.

3 БТА – телескоп-рефлектор. Главное зеркало диаметром 605 см имеет форму параболоида вращения. Фокусное расстояние зеркала 24 метра, вес зеркала без учета оправы – 42 тонны. Масляная платформа – техническая основа, на которой двигается телескоп с зеркалом, которое следует за звездой на протяжении всего наблюдательного периода.

4 Большой телескоп Азимутальный – крупнейший в Евразии оптический телескоп с диаметром главного монолитного зеркала 6 м. являлся самым большим телескопом в мире с 1975 года, когда он превзошел 5-метровый телескоп Хейла Паломарской обсерватории, и по 1993, когда заработал телескоп Кека с 10-метровым сегментированным зеркалом. Тем не менее бТА оставался телескопом с крупнейшим в мире монолитным зеркалом вплоть до введения в строй в 1998 году телескопа VLT (диаметр 8,2 м). По сей день зеркало бТА крупнейшее в мире по массе, а купол бТА является крупнейшим астрономическим куполом в мире.

5 Паломарская обсерватория – частная обсерватория в округе Сан-Диего, Калифорния в 145 километрах к юго-востоку от Маунт-Вилсоновской обсерватории, на горе Паломар, принадлежит и управляется Калифорнийским технологическим институтом (Калтехом).

7 Инсталляция включала записи акустики различных аэропортов со всего мира, найденных в сети. Кроме того, проект сопровождался книжным изданием, включавшим тексты Питера Осборна и Клер бишоп о цифровом расколе и транссубъективности, разыгранные перформерами при подготовке проекта.


ДИ №5-2018


 


 

13 ноября 2018
Поделиться: