В МВО «Манеж» состоялась выставка выдающегося советского фотографа Анатолия Гаранина (1912–1989). В 2008 году агентство РИА «Новости» (ныне «Россия Сегодня») приобрело у наследников фотографический архив мастера и стало с ним скрупулезно работать.
|
Фотоархив Совинформбюро — АПН — РИА «Новости» — «Россия Сегодня» — довольно специфичен, но в этом его уникальность. Он формировался из работ штатных фотографов-репортеров, которые колесили по стране, изредка попадали за рубеж, освещая важные и не очень события. Среди них были такие звезды, как Макс Альперт, Георгий Зельма, Всеволод Тарасевич, Абрам Штеренберг, Валерий Шустов, Галина Кмит, Борис Кауфман. До сих пор в агентстве продолжают работать легендарные Сергей Гунеев, Владимир Вяткин и Владимир Федоренко.
Также архив не так давно пополнился несколькими коллекциями, которые агентство приобретало в последние годы. Гаранин — в их числе. На сегодняшний день это около миллиона единиц хранения — визуальная история страны последних семидесяти лет! Архив Гаранина, как, впрочем, и сама личность фотографа, был окутан флером таинственности и вызывал неподдельный интерес у многих. Например, за ним «охотилось» славянское отделение Университета Беркли в Калифорнии, но мастер завещал оставить архив на родине и соблюсти условия полной целостности всей коллекции. Неопубликованный архив — это подарок судьбы для любого исследователя. Это, образно говоря, гробница Тутанхамона, о которой слышали все, но нашел только Картер.
В этой истории вопросов больше, чем ответов. Гаранин — мощнейшее имя в советской фотожурналистике. Почему мы не помним его? Невероятно продуктивный фотограф, мастер своего дела. Судя по снимкам, не было такого места и события на протяжении почти 60 лет, которое бы он не сфотографировал, оставаясь при этом в тени. Фотограф-невидимка с чуть отстраненным взглядом на жизнь и невероятным вниманием к деталям любил нежный контражур, как писал журнал «Советское фото» за 1982 год. Его невыстроенная композиция кажется сегодня очень современной. Почему же архив мастера столько лет незаслуженно оставался в тени? Что за странная судьба? В фототусовках не участвовал, свои работы не показывал, чужие не оценивал, был скорее вхож в театральную и артистическую, чем в фотосреду, никогда не принадлежал ни к какой группе, был индивидуален во всем. Работал без пафоса, эффектных визуальных решений и шлейфа легенд и сплетен, которыми любят окружать себя многие. Все, кто так или иначе писали о нем, задают этот вопрос. Кем был Анатолий Гаранин? Выдающийся фотограф, один из многих не менее выдающихся своих современников, чьи имена мало известны у нас и совершенно неизвестны за рубежом.
По счастливой случайности архив замечательного мастера оказался у нас. В договоре, который подписали наследники, числилось 35 тысяч единиц хранения. Однако позже выяснилось, что их намного больше. За шесть лет работы над архивом, по нашим подсчетам, отсканировано и описано примерно 59 тысяч единиц, и это даже не половина всего материала… Работа над архивом кропотлива и неблагодарна, если использовать археологическую метафору, это самая грязная ее часть, сродни мастерку и штыковой лопате на раскопе, но и самая интересная и ответственная: разглядеть и подготовить материалы для дальнейшей работы специалистов, для экспозиции. Ведь любой исследователь отталкивается от того, что ему предлагают сотрудники архива. В ситуации с выставкой Гаранина архивно-выставочный отдел прошел весь этот цикл и подготовил для зрителей 200 отпечатков и около 1000 изображений в формате мультимедиа.
Название выставки «Анатолий Гаранин. Советский Союз» отражает период работы фотографа, географию его творчества, но самое главное — отсылает к легендарному ежемесячному иллюстрированному журналу, издававшемуся в Москве с 1930 по 1991 годы на 19 языках, у истоков которого стояли Максим Горький, Александр Родченко и Эль Лисицкий. Выставка состоит из 14 тематических разделов, озаглавленных в стилистике журнала «Советский Союз»: «Московское время», «Страницы истории», «По дорогам мира» и др.
Десятки изображений ежедневно проходили перед глазами архивистов. Фотограф буквально становится членом семьи, интересно следить за тем, как меняются его стиль, технология работы, какие темы были востребованы в те или иные года, разбираешь «медицинский» почерк на конвертах, идентифицируешь не указанных персонажей, недоумеваешь над авторской подписью. Имея в руках оригинальный материал, можно, например, оценить авторское кадрирование, которое полностью меняло смысл фотографий и вносило невероятный драматизм, как в случае со знаменитой «Смертью солдата» (1942), портретом Жукова или фотографией юноши в шинели на призывном пункте в дни мобилизации 22–24 июня 1941 года. На многих негативах официальных съемок зацарапаны лица — следствие репрессий и борьбы с «врагами народа». Кто этот человек слева от Валерия Чкалова на снимке «Встреча Валерия Чкалова, совершившего круговой перелет на АНТ-25-2 на аэродроме НИИ ВВС (Щелковский), где экипаж встречали Сталин, Ворошилов и Орджоникидзе. Москва, 10 августа 1936»? Мы уже никогда не узнаем. При работе с архивом Гаранина поражают объем его творческого наследия и невероятная аккуратность в ведении дел. Все конверты подписаны и снабжены контрольными отпечатками. Кроме негативов как таковых в архиве хранится съемка с макета книги, которая так никогда и не увидела свет — «Война и Мир». Прижизненные публикации были только верхушкой огромного айсберга. Настоящая работа над наследием фотохудожника еще только начинается. Этой выставкой мы хотим отдать должное творчеству Анатолия Гаранина, попытаться открыть и прочесть его заново, чтобы новое поколение смогло увидеть и оценить произведения большого мастера. Еще предстоит значительная работа, чтобы его имя наконец-то заняло заслуженное место в истории, и выставка — один из шагов на пути к этому.
ДИ №4/2014