×
Стихи под майонезом
Наташа Романова, Григорий Ющенко

Еда в социальных сетях: от пабликов с блюдами за 100 рублей до любительской «пищевой поэзии».

Десять с небольшим лет назад в резонансной статье «Поколение проигравших» Андрей Архангельский клеймил генерацию «афишелей» и породивший их печатный орган за то, что они уделяли одинаковое количество внимания темам культуры и еды (с опасным креном в сторону последней). Сегодня, окидывая взглядом информационное пространство, можно смело говорить о явном перевесе материальной пищи над духовной. Это неудивительно – свободный доступ к культурным артефактам обесценил их. В мире, где практически любые книги, фильмы или музыкальные альбомы скачиваются бесплатно, столь необходимая каждый день еда, с конкретно выраженной материальной стоимостью, имеет куда больше шансов приковать к себе внимание.

Анализируя паблики в социальных сетях, посвященные продовольствию, можно легко отметить два полюса. Первый предполагает превращение изображения еды в чисто эстетический феномен, для которого придуман специальный термин «food porn». Фотографии «идеальных» блюд настолько же далеки от реальности, как настоящий секс от его смоделированного постановочного изображения в фильмах категории XXX – в ход идут ухищрения несъедобного характера (ограничимся примером крема для бритья, выглядящего на фото эффектнее взбитых сливок). Рассматривая посты с горами яиц пашот с вытекающими желтками или десятиэтажными бургерами, мы сталкиваемся с едой не как с объективной реальностью, а как с совершенством, которое невозможно воплотить в повседневности. Второй полюс предельно антиэстетический, но также принадлежащий к миру идеальному. Замечательный образец – паблик «Выжить на сотку». Среди рецептов блюд за сто рублей, снабженных крайне малоаппетитными иллюстрациями, встречаются описания жареного корня лопуха, запеченных мучных червей или бутербродов с сигаретным пеплом. Содержание и возвышенный тон постов, посвященных этим кулинарным изыскам, заставляет вспомнить жития христианских святых и рецепты коктейлей из поэмы «Москва – Петушки». Ни то ни другое не стоит повторять в реальной жизни.

Между этими двумя полюсами располагаются тысячи кулинарных пабликов, где в комментариях к постам процветают фудпозитив (восторженные одобряющие отклики, пересыпанные уменьшительно-ласкательными суффиксами) и фудшейминг (осуждение за выбор «неправильных» и вредных ингредиентов, нарушение канонических рецептов, внешний вид блюда). Разумеется, негативные отзывы всегда интереснее, и существуют целые сообщества, посвященные язвительному выстебыванию домохозяек за выложенные ими фотографии и описания «нямки». Особенно достается любителям неадекватного «креативного» оформления блюд («волосатые» сосиски с воткнутыми в них макаронами, сделанные из майонезных салатов монстры и мультперсонажи). Попытки добавить к еде культурную составляющую редко оказываются органичными. Основные образцы «фуд-арта» сводятся к использованию продуктов для изготовления оптических иллюзий, реминисценций (а чаще просто повтора) шедевров мирового искусства, портретов знаменитостей, навеянных поп-культурой изображений. Эти произведения в лучшем случае деидеологизированы, в худшем авторы заявляют о своем протесте против неумеренного потребления, не уточняя, в чем он заключается на практике.

Процветает в видеоблогах и пабликах культура «обзоров» продуктов питания (особое внимание уделяется шаурме/шаверме как главному символу современного потребления категории D; блогеры, тестирующие ее на себе, есть практически в каждом крупном городе). Харизма обзорщика и его владение литературным слогом здесь намного важнее объекта описания. Авторский стиль варьируется от гипертрофированно возвышенного до столь же преувеличенно приземленного, приправленного грубой лексикой. Сама еда – предлог для словесных упражнений, и ее нетрудно заменить любым другим объектом, что доказывает обилие схожих пабликов с названиями типа «обзоры на всякую хрень».

В совершенном экстазе культуры потребления продовольствия и нематериальных ценностей смыкаются в области любительской низовой поэзии. Изобилие стихотворного материала в интернете напоминает продуктовое изобилие, воцарившееся в городах с развитием сетевых супермаркетов эконом-класса. Так же, как прилавки завалены «сырными продуктами», колбасой с заменителями животного жира и прочим доступным суррогатом, паблики «одноклассников» и «ВКонтакте» наполнены формально поэтическими текстами по принципу «складно и в рифму». Отсутствие недостатка в еде – одна из главных тем «пищевого» ответвления любительской интернет-поэзии.

В дни праздничные
Каждый наблюдает
Тревожную миграцию еды.
Еда из магазинов оседает
На наши бедра, попы, животы.
В России на еде не экономят!
Для граждан этот лозунг как девиз.
Как статуи у плит стоят, готовят
Хозяюшки нам кушанья на бис.

Этот текст поэта с затейливым именем Вадим Бальзамов давно «ушел в народ», то есть многократно цитируется в социальных сетях уже без указания авторства. В народных пабликах типа «Позитив», «Все для души», «Какая есть, такую и любите» кипит бурная стихотворная жизнь, так же не заметная «интеллектуальному меньшинству» (пользователям Facebook), как незнакома успешным гражданам, едущим на дорогих машинах в «Азбуку вкуса» и на фермерские рынки, повседневность маркетов эконом-класса с их сбором «фишек» на посуду, раздачей «прыг-скокеров» и «прилипал» и очередями в единственную работающую кассу.

Отличие любительского стихосложения от графомании – принципиально разные задачи: графоман (безосновательно) мечтает встроиться в историю литературы, прославить собственное имя и встать вровень с великими. Цель любительской поэзии – мотивировать, добавлять «позитивчика», «улыбнуть», а по сути, произвести магическое действие – заговорить, ублажить недружелюбную действительность. Одним из наиболее распространенных приемов здесь является перечисление, называние по имени, закрепление еды в реальном мире:

Меня призывно борщ зовет,
Подмигивая ложкою,
цыпленок-гриль ко мне идет,
Хрустя румяной ножкою,
Взывают сырники ко мне,
Плеща сметаной бешено,
А бледность сыра, как во сне,
Кинзою занавешена…

Самые часто упоминающиеся блюда в любительской поэзии – «неполезная» продукция: пицца, сосиски и, конечно же, майонез. Рядом с ними встает проблема переедания, темы диет, невозможности позволить себе определенную пищу или неспособности человека со слабой волей выдержать режим питания:

И теперь – диета:
Утром вместо сала
Тощая редиска…
Как же задолбало!

Любительская «пищевая поэзия» вбирает в себя все свойства описываемых в ней продуктов – она избыточна, способна вызвать физическую тошноту при чрезмерном употреблении, составляет неотъемлемую часть повседневности. Пока у человека есть потребность в еде и социальной коммуникации вне конвенционального культурного фона, этот литературный феномен будет неистребимой составляющей обыденного существования. В целом же касаемо культуры еды  в социальных сетях нельзя не вспомнить старый советский анекдот:

– Правда ли, что при коммунизме продукты можно будет заказывать по телефону?

– Правда, только выдавать их будут по телевизору.

Описанная в нем комическая ситуация преломилась еще более абсурдным образом: в наши дни граждане заказывают еду по телефону, чтобы тем или иным способом показать ее по телевизору (точнее, по заменившему его интернету) самостоятельно.

ДИ №6-2018

19 декабря 2018
Поделиться: