Только на страницах ДИ закрытое собрание ММОМА становится открытым.
|
Одна из важнейших задач для государственного музея в РФ – поиск источников пополнения собрания. Случаи прямых даров от художников и наследников редки. Рассчитывать, что они смогут обеспечить системное формирование коллекции, не приходится. Конечно, существует меценатство. так, например, фонд «Винзавод» подарил в прошлом году Новой Третьяковке десять произведений молодых отечественных художников. Но и этого для поддержания статуса коллекции музея на международном уровне недостаточно. В 2002 году собрание ММOМА пополнилось 122 произведениями из коллекции Инкомбанка – новость по-настоящему фантастическая. Покупка музеем произведений на аукционах на средства, выделяемые департаментом и министерством культуры, сейчас практически не осуществима.
Такое финансирование предполагает длительное согласование перечня предметов, документальное обоснование стоимости и обеспечение их заблаговременного физического нахождения в распоряжении специалистов, составляющих отдельное экспертное заключение о подлинности и ценности. Чудо стало реальностью благодаря соглашению учредителей музея с городскими властями. Зураб Константинович Церетели (к нему лично обратился директор аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра) договорился с Юрием Лужковым о финансировании городом этого приобретения для только что созданного музея. Мэрия выделила деньги. Был составлен протокол экспертной фондово-закупочной комиссии с итоговым решением: «Закупить в основной фонд». Также с мэрией Москвы было соглашение на покупку «Черного квадрата» Казимира Малевича из коллекции Инкомбанка. К сожалению, этого не произошло, так как работа не попала на открытые торги, поэтому не была закуплена для коллекции музея.
Вообще, в 1990-е годы банки в России, ориентируясь на мнения немногочисленных экспертов и кураторов, начали собирать произведения актуальных молодых художников раньше музеев. Собрание Инкомбанка сформировалось на ярмарке «Арт-Миф», проходившей в ЦДХ с 1990 по 1993 годы. В коллекцию вошли редкие работы первого авангарда (в том числе и купленные у наследников Малевича в Сибири «Автопортрет» и «Портрет жены художника»1, оцененные в $350–380 тысяч и $60–65 тысяч соответственно), художники-нонконформисты, московские концептуалисты, питерские «новые художники», постконцептуалисты, авторская тиражная графика, фотография.
После банкротства Инкомбанка продажу собрания поручили аукционному дому «Гелос». Торги дома традиционно делились на три категории: аукцион сезона, аукцион месяца и «дилерские» пятничные еженедельные торги. Своих специалистов по современному искусству у «Гелоса» не было, консультирующие эксперты могли работать лишь со списками. Каталог составлялся только для аукциона сезона, и только в названии аукциона официально фигурировала «коллекция Инкомбанка». Общие списки никуда не выкладывались, тотальной фотофиксации работ не было. Большинство предметов (произведения искусства второй половины ХХ века) попали в низовой уровень рейтинга – «пятничные аукционы». В первый день аукционных торгов зал был пуст, однако на следующем участников было столько, что они не поместились в зале и стояли в проходе2. Стартовые цены были намного ниже среднерыночных, а работы в коллекции имели безупречный провенанс. Литография Ильи Кабакова «Муха Маша» была оценена в $3,5–4 тысячи. Литография Комара и Меламида «Мавзолей» – в $400. Литография «Ноты» Григория Брускина – в $3,5–4 тысячи. В рейтинге, составленном в 2014 году газетой The Art Newspaper Russia, упомянутые художники занимают первую, третью и пятую строчку в списке «50 самых дорогих художников России», и средние цены на них давно уже пяти- и шестизначные.
После попадания предметов в коллекцию музея они становятся бесценными. По законам РФ поступающее в фонд произведение искусства становится частью единого Музейного фонда РФ. По праву «оперативного управления» и далее по закону о Музейном фонде РФ оно подлежит научной обработке с выкладкой информации в единый Госкаталог РФ. Так исключается возможность перепродажи работ и автоматически исчезает рыночная цена. Конечно, есть «закупочная стоимость» – открытая с недавнего времени информация размещена на портале «поставщиков государственных услуг», которыми, с точки зрения закона, являются все лица, предоставляющие в музей произведения для продажи. И есть стоимость «страховая», ее определяет экспертный совет музея отдельно для каждого предмета. Именно с этой оценкой произведения передаются на выставки, исходя из нее страхуются при перемещениях.
Решения по покупке произведений для коллекции Московского музея современного искусства «в ходе аукциона», а также покупку произведений, нереализованных в ходе торгов, осуществляли В.З. Церетели и Л.В. Андреева (зам. директора MMOMA). «Мы много отсматривали непосредственно на месте. Не могу сказать, что мне были известны все художники. Но фундаментальное искусствоведческое образование и большой опыт работы в среде помогали принимать решение “на глаз”. Василий Церетели уже тогда хорошо разбирался в фотографии»3.
На основном аукционе были куплены 28 вещей, отчет о продажах можно найти на сайте «Гелоса». там же опубликована стартовая цена (зафиксированная на этикетках на обороте работ) и цена продажи произведений, выделенных аукционистами как значимые. Коллекцию ММОМА пополнили, помимо упомянутых двух работ К. Малевича, двусторонний натюрморт Р. Фалька, шесть оригинальных видовых фотографий Москвы рубежа веков, два отпечатка фотографий А. Родченко, два Н. Лаврентьева, живописный объект Л. Бруни, фотография Ф. Инфанте, монументальный офорт М. Кантора, картон В. Кошлякова, два натюрморта Д. Краснопевцева, картина С. Окштейна, два ассамбляжа И. Пиганова, по одному Е. Рухина и Л. Повзнера, картины Л. Пурыгина, М. Шварцмана и Э. Штейнберга, а также два графических «цветка» В. Яковлева. Около половины приобретений на «Гелосе» составили фотографии (62 музейные единицы хранения). Также в музей попали серия фотографических объектов А. Викулина4, фотоколлажи Ю. Лейдермана, фотографии И. Пальмина, А. Безукладникова и Р. Пятковки, отпечатки Г. Абрамишвили с рентгеновских снимков предметов. В число почти сотни работ, приобретенных на параллельных «аукционах поменьше» из числа непроданных лотов, вошли работы, ставшие для MMOMA титульными. Это картины О. Целкова и В. Немухина, А. Гросицкого и Л. Табенкина, И. Наховой и С. Шутова, И. Затуловской и И. Лубенникова, литографии О. Васильева, Ю. Аввакумова, В. Айзенберга, работы С. Мироненко, И. Макаревича, В. Комара и А. Меламида. Некоторые из них экспонируются на Петровке в рамках выставки «Генеральная репетиция» до 16 сентября.
1 «Автопортрет» К. Малевича до октября можно увидеть на выставке «Экспрессионизм в авангарде» в ИРРИ, «Портрет жены художника» с 10 сентября в Красноярске на выставке «Где я буду. Избранные произведения из коллекции ММОМА», как и фотосерию «Измерения» Геннадия Ершова.
2 Н.В. Василенко. (Была экспертом иконного отдела Аукционного дома «Гелос» 2001– 2007. Сейчас лицензированный гид-искусствовед в Вене). Беседа 27.07.2018.
3 Л.В. Андреева. Беседа 24.07.2018.
4 Можно увидеть в образовательном центре ММОМА с 25 сентября на выставке «Малый формат большой истории».