Выставка «Острова Юрия Соболева» в Московском музее современного искусства (кураторы Анна Романова и Галина Метеличенко-Соболева) продолжает серию проектов об истории российского современного искусства второй половины ХХ века.
|
Юрий Соболев был одним из ключевых участников становления российского современного искусства второй половины прошлого столетия, автор проектов, большинство которых во многом опередило свое время. В 1962 году принял участие в легендарной разгромленной за «авангардизм» Никитой Хрущевым выставке «ХХХ лет МОСХа». В эти годы он совместно с другом и соседом по мастерской художником Юло Соостером активно экспериментировал в разных стилях и направлениях искусства ХХ века. Однако поиски в стиле сюрреализма и дадаизма не ограничивались рисованием — друзья устраивали экстравагантные хеппенинги и, обосновавшись в кафе «Артистическое», старались воссоздать богемную атмосферу «Cabaret Voltaire». В собственной квартире у площади Кировских Ворот (сейчас площадь Мясницкие Ворота) был организован «Нолев ковчег» (1960–1961), где помимо постоянного круга друзей собирались художники, поэты, джазовые музыканты. Очень быстро «ковчег» оброс соседями. Друзья — художники, получившие мастерские в одном районе Сретенского бульвара (Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Юло Соостер, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Анатолий Брусиловский), образуют неформальное одноименное содружество. Многие из них очень скоро объединились вокруг журнала «Знание — сила», где Соболев более 13 лет был главным художником. С 1980 по 1990 год Юрий Соболев совместно с режиссером Михаилом Хусидом ставит спектакли в театрах Уральской зоны, участвуя в неформальном, но заметном реформаторском движении в кукольном театральном искусстве СССР 1970–1980-х годов. В 1990 году художник переезжает в Санкт-Петербург, где в рамках Международной мастерской синтеза и анимации «Интерстудио», созданной им совместно с Хусидом, продолжает работу над постановкой театральных спектаклей, одновременно являясь арт-директором фестиваля театральных, музыкальных и визуальных искусств «КукАрт» (с 1993). В 1994 году на базе Санкт-Петербургской академии театрального искусства Юрий Соболев набирает курс художников для обучения по новой программе, в которую входили лекции по истории современного искусства, перформанса, видеоарта и пр. «Школа Юрия Соболева», включавшая также практические занятия и участие студентов в выставках, стала первым подобным образовательным проектом в нашей стране.
В ретроспективной выставке «Острова Юрия Соболе-ва» представлены графика, книжный и журнальный дизайн, анимационные и слайд-фильмы, видео- и фотодокументация театральных постановок художника: видеодокументация полиэкранного шоу для конгресса дизайнеров ICSID (1975); слайд-фильмы к спектаклям «Что было после спасения» (1987-1988), «Почта» (1981) и «ОДМО» (1988), посвященные новой волне художников 1980-х, а также документация перформан-сов учеников «Школы Юрия Соболева», фестиваля «КукАрт» и архивные материалы. Экспозиция каждого этажа отображала определенный период творчества художника.
Произведения, представленные на выставке, охватывают более 40 лет творческой работы Юрия Соболева, что немногим меньше существования самого современного искусства в России. Стремление к современности и новаторству было жизненной стратегией художника, что во многом определило концепцию его творчества. Идея объединения на одном развороте, одной обложке или в одном кадре произведений классического искусства и образов современного мира, ставшая популярной несколькими десятилетиями позже, пришла к нему очень рано и воспроизводилась художником в разных медиа: в оригинальной графике, на страницах журнала «Знание — сила», в эскизах к анимационному фильму режиссера Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» (1968), ежегоднике «Наука и человечество» (1962, 1963) и других работах. Эта стратегия, основанная на традиции авангардного монтажа Сергея Эйзенштейна и Александра Родченко, была перенесена Соболевым в новую и необычную для художников 1960–1970-х годов область мультимедийных экспериментов.
Апофеоза эти поиски достигли в полиэкранном слайд-фильме, подготовленном Юрием Соболевым совместно с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID), проходившего в Москве в киноконцертном зале «Россия» в 1975 году. В мультимедийной программе, длившейся более сорока минут на 30 экранах, изображения современных механизмов и повседневных товаров, переснятые из западных каталогов, были смонтированы с фрагментами произведений искусства разных эпох. Несмотря на технологическую и эстетическую революционность полиэкрана, в котором были задействованы 16 диапроекторов, слайд-фильм был запрещен к показу на конгрессе как идеологически сомнительное произведение. На выставке в ММОМА у зрителей была возможность увидеть видеодокументацию амбициозного проекта, а также подготовительные материалы и схемы, объясняющие механизм работы уникальной конструкции.
Эксперименты в области новых медиа проходили одновременно с развитием собственного пластического языка. В период работы в журналах «Декоративное искусство» и «Знание — сила» Юрий Соболев одним из первых в СССР начал использовать модульную сетку — западную дизайнерскую новинку, конструктивно организующую пространство журнальной полосы. Этот способ организации листа он перенес и в свое творчество. По замыслу автора сетка, ставшая частью произведения, имела несколько уровней-слоев и помогала проявить идею художника. Таким образом, из универсального технического средства карандашная сетка превратилась в авторский модуль-знак и начала моделировать «микрокосмос» графического листа.
Выставка «Острова Юрия Соболева» в ММОМА позволяет проследить, как идеи и решения, найденные в экспериментах с одними медиа, давали неожиданные результаты и творческие находки при работе с другими.
В экспозицию, сформированную на основе коллекции и архива семьи Юрия Соболева, включены произведения из собрания Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Музея кино, Государственного центра современного искусства, Kolodzei Art Foundation, а также работы и архивные материалы из зарубежных и московских частных коллекций.
По материалам каталога выставки.
ДИ №5/2014