×
Острова Юрия Соболева

Выставка «Острова Юрия Соболева» в Московском музее современного искусства (кураторы Анна Романова и Галина Метеличенко-Соболева) продолжает серию проектов об истории российского современного искусства второй половины ХХ века.

Юрий Соболев был одним из ключевых участников становления российского современного искусства второй половины прошлого столетия, автор проектов, большинство которых во многом опередило свое время. В 1962 году принял участие в легендарной разгромленной за «авангардизм» Никитой Хрущевым выставке «ХХХ лет МОСХа». В эти годы он совместно с другом и соседом по мастерской художником Юло Соостером активно экспериментировал в разных стилях и направлениях искусства ХХ века. Однако поиски в стиле сюрреализма и дадаизма не ограничивались рисованием — друзья устраивали экстравагантные хеппенинги и, обосновавшись в кафе «Артистическое», старались воссоздать богемную атмосферу «Cabaret Voltaire». В собственной квартире у площади Кировских Ворот (сейчас площадь Мясницкие Ворота) был организован «Нолев ковчег» (1960–1961), где помимо постоянного круга друзей собирались художники, поэты, джазовые музыканты. Очень быстро «ковчег» оброс соседями. Друзья — художники, получившие мастерские в одном районе Сретенского бульвара (Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Юло Соостер, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Анатолий Брусиловский), образуют неформальное одноименное содружество. Многие из них очень скоро объединились вокруг журнала «Знание — сила», где Соболев более 13 лет был главным художником. С 1980 по 1990 год Юрий Соболев совместно с режиссером Михаилом Хусидом ставит спектакли в театрах Уральской зоны, участвуя в неформальном, но заметном реформаторском движении в кукольном театральном искусстве СССР 1970–1980-х годов. В 1990 году художник переезжает в Санкт-Петербург, где в рамках Международной мастерской синтеза и анимации «Интерстудио», созданной им совместно с Хусидом, продолжает работу над постановкой театральных спектаклей, одновременно являясь арт-директором фестиваля театральных, музыкальных и визуальных искусств «КукАрт» (с 1993). В 1994 году на базе Санкт-Петербургской академии театрального искусства Юрий Соболев набирает курс художников для обучения по новой программе, в которую входили лекции по истории современного искусства, перформанса, видеоарта и пр. «Школа Юрия Соболева», включавшая также практические занятия и участие студентов в выставках, стала первым подобным образовательным проектом в нашей стране.

В ретроспективной выставке «Острова Юрия Соболе-ва» представлены графика, книжный и журнальный дизайн, анимационные и слайд-фильмы, видео- и фотодокументация театральных постановок художника: видеодокументация полиэкранного шоу для конгресса дизайнеров ICSID (1975); слайд-фильмы к спектаклям «Что было после спасения» (1987-1988), «Почта» (1981) и «ОДМО» (1988), посвященные новой волне художников 1980-х, а также документация перформан-сов учеников «Школы Юрия Соболева», фестиваля «КукАрт» и архивные материалы. Экспозиция каждого этажа отображала определенный период творчества художника.

Произведения, представленные на выставке, охватывают более 40 лет творческой работы Юрия Соболева, что немногим меньше существования самого современного искусства в России. Стремление к современности и новаторству было жизненной стратегией художника, что во многом определило концепцию его творчества. Идея объединения на одном развороте, одной обложке или в одном кадре произведений классического искусства и образов современного мира, ставшая популярной несколькими десятилетиями позже, пришла к нему очень рано и воспроизводилась художником в разных медиа: в оригинальной графике, на страницах журнала «Знание — сила», в эскизах к анимационному фильму режиссера Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» (1968), ежегоднике «Наука и человечество» (1962, 1963) и других работах. Эта стратегия, основанная на традиции авангардного монтажа Сергея Эйзенштейна и Александра Родченко, была перенесена Соболевым в новую и необычную для художников 1960–1970-х годов область мультимедийных экспериментов.

Апофеоза эти поиски достигли в полиэкранном слайд-фильме, подготовленном Юрием Соболевым совместно с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID), проходившего в Москве в киноконцертном зале «Россия» в 1975 году. В мультимедийной программе, длившейся более сорока минут на 30 экранах, изображения современных механизмов и повседневных товаров, переснятые из западных каталогов, были смонтированы с фрагментами произведений искусства разных эпох. Несмотря на технологическую и эстетическую революционность полиэкрана, в котором были задействованы 16 диапроекторов, слайд-фильм был запрещен к показу на конгрессе как идеологически сомнительное произведение. На выставке в ММОМА у зрителей была возможность увидеть видеодокументацию амбициозного проекта, а также подготовительные материалы и схемы, объясняющие механизм работы уникальной конструкции.

Эксперименты в области новых медиа проходили одновременно с развитием собственного пластического языка. В период работы в журналах «Декоративное искусство» и «Знание — сила» Юрий Соболев одним из первых в СССР начал использовать модульную сетку — западную дизайнерскую новинку, конструктивно организующую пространство журнальной полосы. Этот способ организации листа он перенес и в свое творчество. По замыслу автора сетка, ставшая частью произведения, имела несколько уровней-слоев и помогала проявить идею художника. Таким образом, из универсального технического средства карандашная сетка превратилась в авторский модуль-знак и начала моделировать «микрокосмос» графического листа.

Выставка «Острова Юрия Соболева» в ММОМА позволяет проследить, как идеи и решения, найденные в экспериментах с одними медиа, давали неожиданные результаты и творческие находки при работе с другими.

В экспозицию, сформированную на основе коллекции и архива семьи Юрия Соболева, включены произведения из собрания Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Музея кино, Государственного центра современного искусства, Kolodzei Art Foundation, а также работы и архивные материалы из зарубежных и московских частных коллекций.

По материалам каталога выставки.

ДИ №5/2014

20 октября 2014
Поделиться: