Старейшая отечественная премия в области современного искусства «Инновация» впервые за 14 лет своего существования покинула столицу и переехала в Нижний Новгород. Анна Гор, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО, принимающего премию в этом году, и Софья Грачёва, директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, рассказали о региональном искусстве и перспективах проекта.
|
Александра Рудык: Анна Марковна, почему премию перенесли в регион, как это на нем скажется? а на самой премии? Не рискует ли она исчезнуть со столичной повестки?
Анна Гор: Наоборот, станет, надеюсь, более заметна. Слишком много событий в столице, они теснят друг друга, и чтобы сделать какое-то из них осмысленнее и ярче, нужно оказаться за пространством столицы, это полезно. «Инновация» отъехала недалеко от Москвы, и я вижу в этом плюсы. Как так получилось? Команда, которая делала премию на предыдущем этапе, больше ее делать не могла, и встал вопрос, кто этим займется. Нужно было либо собрать новых людей в Москве, либо отдать кому-то под ключ.
Тут на арену выходит важное обстоятельство: в Нижнем Новгороде существует институция (Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РоСИЗо в здании Арсенала) со сложившейся командой и положительной репутацией, имеющая опыт организации крупных событий. к этому добавился еще один позитивный фактор: в Нижнем Новгороде полностью сменилось управление. Пришли люди новой формации, более молодые, более образованные, совершенно точно знающие, что такое премия «Инновация», понимающие значение современной культуры, ценящие тот факт, что с премией город станет еще заметнее на современной культурной карте. В общем, наш регион оказался готов принять в этом участие, в том числе немаленькое финансовое.
АР: Давайте представим, что «Инновация» мигрирует по России из региона в регион, как и Манифеста по Европе. Вам нравится такой вариант развития событий? Или лучше оставить ее у вас на веки вечные?
АГ: Мы не против делать премию и взять на себя обязательства, скажем, на три года. Нам это интересно. Стоит ли перемещаться по городам? Это должно быть очень конкретное решение. В городах разные ситуации с местными руководителями и разные ситуации с навыками понимания современного искусства. Не везде есть семь-десять тысяч человек, которые ежемесячно приходят на выставки современного искусства, а переносить премию на неготовую территорию – только вредить ситуации. В Нижнем Новгороде сложилась серьезная и, смею предположить, устойчивая аудитория, нам есть кому показать срез современного искусства за прошедший год, которым является выставка шорт-листа.
АР: «Инновация» пройдет в четырнадцатый раз, вы были в составе жюри в самом начале и в прошлом году, изнутри наблюдали за ее развитием все эти годы. какие «инновации» произошли благодаря премии?
АГ: «Инновация» стала важным механизмом для постоянного обмена мыслями, идеями, впечатлениями, местом для самого разнообразного диалога по всей стране. Тем самым дала окрепнуть художникам, современному искусству, кураторам и институциям вне Москвы. Премия не только с самого начала имела номинацию «региональный проект», но регулярно в других номинациях побеждали или входили в шорт-листы люди из регионов. Я всегда говорю: хотя приз имеет денежное выражение, и это приятно, куда важнее попасть в финальную выставку. Нельзя сказать, что тот, кто получил премию «Инновация» – однозначно гениальнее других авторов из шорт-листа. такое бывает редко. Ведь выбрать одного из пяти художников – дело профессионального вкуса экспертов, а при выборе пяти из четырехсот заявок экспертная оценка гораздо референтнее. Шорт-лист дает картинку того, что представляет собой отечественное современное искусство сегодня. В итоге современное искусство в регионах стало чувствовать себя включенным в общий процесс, уверенным и вообще серьезно развилось за эти четырнадцать лет.
АР: Планируются ли какие-то изменения? обсуждавшуюся в прошлом году премию «традиция» так и не создали, может, есть мысли включить в «Инновацию» приз за традиционное искусство? Или планируется закупать работы победителей в собрание РоСИЗо-ГцСИ? было бы здорово.
АГ: Номинации в этом году остаются прежними. Не думаю, честно говоря, что еще «классическая» нужна. Современное искусство много и долго работает с классической традицией, достаточно вспомнить павильон России на Венецианской биеннале. куда же от традиций деться? Закупок пока в плане тоже нет. Единственное изменение: в этом году выставка, заседание жюри, выбор победителя и церемония пройдут в один день. Людям из других городов и стран трудно приезжать несколько раз в нестоличный город. Зрители, пришедшие на выставку, уже будут знать, кто номер один, но мы сделаем все возможное, чтобы подчеркнуть – весь шорт-лист очень важен для понимания состояния искусства.
АР: Культура – свободная территория диалога и институт мысли. Ограничивает ли или может ограничить эту свободу государственный статус премии?
АГ: У нас в стране только одна премия называется государственной, и это не «Инновация». «Инновация» делается при участии государства, на деньги из государственного бюджета, который формируется из налогов граждан. Но не государство принимает решение о победителях, а эксперты и жюри, в этот раз по большей части международное. Государство здесь поддерживает современную культуру, выделяя на это денежную квоту. Ну и замечательно, так же оно поддерживает разные сферы жизни страны, например, автомобильную промышленность или консерватории.
АР: Отличается ли региональное лицо искусства от столичного, мирового?
АГ: Географических пределов не поставлено, особенно в наше медийное время. Есть вещи, которые важны для регионов, – история, бытование культуры, герои, люди, но все же в искусстве действуют общие законы. Разумеется, случается географическое отставание, но сейчас оно значительно меньше.
АР: То есть «повестка» искусства везде общая? Я только что вернулась с Венецианской биеннале, и на ней показывают много современного танца, есть элементы театра, «льва» вообще получила опера. Как у вас с синтезом искусств?
АГ: Мы эту тенденцию уловили году в 2007-м, с тех пор все время говорим о том, что граница размыта. Помните, в 2012 году нижегородская группа ПРОВМЫЗА сделала оперу «Марево»? Она как раз получила главный приз премии «Инновация» за то, что, не уходя с территории визуального искусства, явила оперу. Мы тогда этот синтез остро переживали и постоянно возвращаемся к нему сейчас. Например, у нас есть программа современной музыки, и мы считаем, что это один из важнейших аспектов современного искусства.
АР: Перед поездкой в Нижний Новгород сориентируйте, пожалуйста, какие организации, фестивали, художники формируют на месте контекст современного искусства? На каких художников стоит обратить внимание?
АГ: Появилась очень серьезная галерея FUTURо, галерея «9б», галерея «Толк» – она, правда, такая «невеста без места», то есть физической площадки сейчас нет, но она существует в интернете, и вокруг нее сложился крепкий круг художников. Все эти галереи ездят на ярмарки, имеют круг коллекционеров. Обычно развитие идет снизу вверх, а у нас вышло наоборот, сначала возникла крупная институция, а потом площадки, работающие непосредственно с художниками. кроме того, есть объединенные мастерские художников, разные сообщества. Например, связанные с городской живописью, некоторые художники уже вышли из этого круга, но сохраняют связь со средой, местными проблемами.
Имена нужно запомнить такие: Артем Филатов, команда «той», Антон Мороков... Нашим мы считаем и Пашу Отдельнова. Он из Дзержинска, это практически район нашего города, он выпускник Нижегородского художественного училища. У Паши классическое образование и классическая рука, но он приложил к ним свои талант, воображение, интеллект, смог не только преодолеть систему традиционного образования, но и активно ее использовать. Важно, что его искусство строится во многом на локальном контексте. конечно, нужно знать, что происходит в большом мире и большом искусстве, но сохранять при этом свое лицо – одна из основных задач.
Александра Рудык: Софья, я уже спрашивала анну Марковну Гор, но хочу узнать и у вас, собираетесь ли оставить премию «Инновация» в Нижнем Новгороде и на следующие годы? Или она вернется в Москву? Может быть, станет перемещаться по регионам? какой вариант событий кажется вам наиболее реальным и эффективным?
Софья Грачёва: Регионы обладают большим потенциалом, создают культурный продукт высокого качества. Мы надеемся, что премия «Инновация» в Нижнем Новгороде будет проведена на высоком уровне, что послужит отличным примером и мотивацией для руководства других регионов, и в последующие годы мы будем рассматривать новые локации. В состав РоСИЗо, не считая головной организации, входят 8 филиалов, так что премия сможет путешествовать по самым разным и одинаково прекрасным местам нашей большой страны.
АР: Не беспокоит ли вас, что перенос премии в регионы уведет событие со столичной повестки?
СГ: Напротив, ведь в этом и заключается основная задача РОСИЗО – развивать культурную жизнь во всей стране, а не только в ее столице.
АР: Планируется ли в обозримом будущем расширение «Инновации», новые номинации? Может быть, изменения в наградной процедуре, например, закупка работ победителей в собрание РОСИЗО-ГЦСИ?
СГ: Мы обсуждаем этот вопрос, на данный момент однозначного ответа нет. Для нас важно, чтобы в формировании новых номинаций участвовало максимальное число представителей профессионального сообщества.
АР: Вы уже какое-то время работаете в сфере современной культуры, успели ли полюбить конкретные направления (современный театр, танец, перформанс) или людей (художников, актеров, танцоров), кто/что это и почему вам нравится?
СГ: Мое знакомство с современными художниками получилось очень интенсивным благодаря проекту NEMOSKVA. Это платформа по развитию искусства в регионах и интеграции его в международный контекст. Во время подготовки первой выставки проекта в центре изящных искусств BOZAR в Брюсселе, открытие которой состоится уже 27 июня, я узнала новые для себя имена из Владивостока, Сибири и Урала. Очень интересна екатеринбургская группа «Куда бегут собаки», чьи работы я вижу по всему миру. Они и художник Дмитрий ::Vtol:: Морозов являются хедлайнерами еще одной важной для нас платформы TECHNE, и для меня идея междисциплинарности в искусстве – одна из самых интересных.