×
Развлекая, просвещай!
Сергей Хачатуров

Громкие имена, яркие работы – искусство для эмоциональной встряски.

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ открывается выставка, организованная фондом французского Дома Louis Vuitton. Экспозиция представляет небольшой каталог искусства contemporary art прошлого – начала нынешнего века. Ее экспонаты могут служить отличной иллюстрацией к научно-популярной книге об основных мастерах и тенденциях арт-процесса с 1900 года, которую в начале миллениума написал коллектив авторов (Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Бухло, Дэвид Джослит). Просвещение и развлечение – вот два основания, на которых строятся такие выставки. «Развлекая, просвещай!» – девиз может быть принят и в отношении самого Фонда Louis Vuitton. Сама музейная архитектура Фрэнка Гери по всему миру маркирует образ музея как сногсшибательного аттракциона, внутри которого многоярусный конвейер дорогостоящих и лихих по режиссуре шоу. В таких музеях (будь то Гуггенхайм в Бильбао или Fondation Louis Vuitton в Париже) постоянная коллекция – понятие условное. Не потому что ей отведено не первое место, а потому, что во всей полноте ее никогда не увидеть. Однако взамен к вашим услугам всегда предлагается пара дорогостоящих блокбастеров. Они могут быть монографические, тематические или, как в случае с московской выставкой, презентовать исторический срез арт-процесса с выборкой из двадцати имен.

В некоторой степени аналогом новой московской выставки Фонда Louis Vuitton можно считать проходившую в первой половине 2018 года в Париже программу «В диапазоне мира». Даже состав художников похож: Ив Кляйн, Герхард Рихтер, Дэн Флавин, Кристиан Болтански, Альберто Джакометти, Пьер Юиг… Эти имена формулируют дайджест модернизма с лучами в абстракцию, минимализм, концептуальные и гибридные (саунд-арт) практики.

Обе выставки собрала куратор, художественный директор Фонда Сюзанн Паже. Значимую ремарку она сделала в отношении взятых на экспозицию 2018 года «В диапазоне мира» вещей: «…все они были выбраны не по критериям истории искусств, а по удовольствию, с которым мы на них смотрим». Подобная мотивация применима и к режиссуре московской версии.

Выставка в ГМИИ структурируется согласно очень лирическим, но далеким от экспертного метода критериям. В соответствии с кураторской аннотацией первый раздел можно охарактеризовать так: субъективный экспрессионизм восприятия круга человеческой жизни. В нем работы Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Аннетт Мессаже, Маурицио Каттелана, Вольфганга Тильманса, Моны Хатум, Марка Брэдфорда, Изы Генцкен.

Второй раздел – линия, связанная с поп-артом. Работы Энди Уорхола (куда ж без него!), Жан-Мишеля Баскии, Бертрана Лавье, Андреаса Гурски. Третий – саундскейпы и музыкальные инсталляции: объекты Пьера Юига и Марины Абрамович. Наконец, четвертый раздел авторы назвали «контемплативным». Это созерцательные, медитативные практики поиска соответствий цивилизации природе. Художники: Дэн Флавин, Тасита Дин, Герхард Рихтер, Кристиан Болтански, Зигмар Польке.

На сайте Фонда в разделе «Коллекция» произведения с момента открытия выкладываются в интернет. Сейчас их порядка 270 авторства 102 художников. Структурируются они по тем же четырем принципам: «контемплативность» (созерцательность), «поп», экспрессионизм и Music & Sound. То есть нам привозят не только дайджест истории модернизма с его историческими мутациями, но и краткий концепт собрания Фонда Louis Vuitton.

Конечно, объединять столь разных художников некими элементарными рубриками – очевидная уступка массовому вкусу и конвейеру потребления. Об этом свидетельствуют авторы «Искусства с 1900 года». Они обращаются к историческому опыту одного из первых создателей музейных блокбастеров новейшего времени, директора Музея Соломона Р. Гуггенхайма Томаса Кренса. Итак, Кренс в свое время предложил отказаться от исторического принципа показа коллекций в пользу интенсивности эстетического переживания словно бы случайно собранных в одном пространстве произведений. Яркие, иногда биоморфные, одновременно техногенные в своей сборке произведения, будь то опусы минималистов (Дэна Флавина) или гибридные скульптуры Изы Генцкен, действуют как шок. Авторы книги о модернизме, постмодернизме и антимодернизме в искусстве с 1900-х годов считают, что Кренсу была важна модель «чистой интенсивности» переживания.

Пространственная режиссура разных затейливых объектов разных периодов стала вырабатывать эмоции, которые теоретик постмодернизма Фредрик Джеймисон назвал «истерически возвышенными». В принципе, эту модель режиссуры истерически возвышенных эмоций и переняли фонды с коллекциями крупных промышленных и торговых корпораций. Чаще всего они формируются по принципу не системной энциклопедии, а брендов, громких имен, вкусовых предпочтений. И выставляются согласно обозначенному Сюзанн Паже принципу «удовольствия, с которым мы на них смотрим». К режиссуре подобных аттракционных блокбастеров наиболее подходят заигрывающие с миром потребления опусы поп-артистов, абстракционистов новой волны, а также предпочитавших тиражные, товарные, массовые материалы минималистов. Их и выставляет Фонд Louis Vuitton.

Однако в аранжировке этих истерически возвышенных эмоций есть сегодня огромный позитивный импульс. Ведь подобные антисистемные, парадоксальные, будто случайные сближения соответствуют философии постистории и метамодернизма, как сочетания несочетаемого, ощущения неощущаемого, проникновения к подлинной сути вещей через ситуацию выспренней чувствительности и алогичного коллажа. Из трех юбилейных выставок Эгона Шиле начала нынешнего года мне больше всего понравилась та, что была в Фонде Louis Vuitton. Шиле там соседствовал с одним из героев нынешней московской программы Жан-Мишелем Баскией. В экспозиции «Эгон Шиле (1890–1918) – Жан-Мишель Баския (1960–1988)» (подробнее об этой выставке можно прочесть в ДИ № 6-2018) искусство двух юных хулиганов разных эпох предстало в яростном баттле. Дерзкий и не мотивированный академической традицией шаг. Однако он дал возможность почувствовать, воочию убедиться в непрерывной пульсации жизни того самого модернизма, от экспрессионизма к ар-брют, поп-артистам, и далее к миру граффити. Это восхитительное открытие.

Разметавшиеся фигуры сумасшедшего танца в работах Шиле и Баскии доподлинно подтверждают, что в отличном искусстве необузданного нрава нервы оголены, а сердце колотится с бешеной силой. Ради этой интенсивности переживания педантичная системность, хронология отменяются.

 

Избранное из собрания

Фонда Louis Vuitton

ГМИИ им. А.С. Пушкина,

19 июня - 29 сентября 

 

26 сентября 2019
Поделиться: