×
5-ая Уральская индустриальная биеннале
Сергей Гуськов

Екатеринбургская (и окрестностей) индустриальная биеннале посвящена теме бессмертия, которое в определенных формах возможно, но не факт, что необходимо.

Долгие годы по зарубежным музеям гремел русский космизм. Был задействован сам Гройс. Выходили хрестоматии и журналы, посвященные этому топику. Казалось, тема закрыта. Но нет, запущенный из России бумеранг закономерно вернулся на родину. Когда прошлым летом объявили, что темой 5-й Уральской биеннале станет «Бессмертие», новость была встречена без энтузиазма. Сколько можно! Звучали предположения, что лучшая российская биеннале  сдулась. Забегая вперед – страхи не оправдались.

Собственно космизму куратор основного проекта Шаоюй Вэн отвела четыре зала и еще четыре стенки на балконе в фойе кинотеатра «Колизей». Там разместились три видео Антона Видокле, инсталляция Арсения Жиляева и таймлайн, где отмечены события, условно связанные с наследием Николая Фёдорова (составители, помимо Жиляева и Видокле – Анастасия Гачева и Марина  Симакова). На этом нишевый продукт международного арт-процесса под названием «Русский космизм» заканчивался. Остальная выставка работала с бессмертием иначе. 

Самой ироничной работой на тему оказалась серия фотографий «Без крови» Владислава Ефимова. Снимки чучел животных из биологического музея в красных тонах напоминали зрителям, что вечная жизнь может быть разной. В том числе такой. У Борхеса есть рассказ «Бессмертный», где выясняется, что люди, испившие воды из источника вечной жизни, деградируют до дикого состояния. Обретая бесконечность, они теряют мотивацию что-либо делать. У Ефимова пугающие существа, застывшие в вечном настоящем, оказываются пародией на бессмертие. единственное, чего в них нет – крови. То есть метафорически, как у персонажей рассказа Борхеса, интереса к жизни. Сам художник посвятил эту работу большевику-экспериментатору Александру Богданову, который предлагал с помощью переливаний крови лечить все болезни и в перспективе победить смерть. Собственно, в результате такой процедуры он и погиб.

Другая российская участница биеннале Мария Сафронова продолжает тему. Ее живописная серия «Кабинеты» показывает помещения в заброшенных школах. Кажется, что в пространствах, в один миг оставленных людьми (недвусмысленный намек на Чернобыль), время останавливается. Это тоже своего рода бессмертие. Несмотря на то, что подобные состояния часто становятся объектом эстетизации, похоже это на чистилище или дурную бесконечность из фильма ужасов. Русскому космизму, который предлагает простое решение всех проблем, такой подход вряд ли близок, а вот магистральной линии российской культуры, с ее пессимистичным взглядом на мир, – родственно.

Такую же дурную бесконечность, но в юмористическом ключе, спроектировали уральские художники Анна и Виталий Черепановы. Они соединили шесть экранов с видами Нижнего Тагила, снятыми камерами слежения. По дорогам и тротуарам бежит группа в красных костюмах. Построено это так, что они как бы переходят с одного экрана на другой. У зарубежных участников похожее мировоззрение. Мексиканский художник Карлос Аморалес сделал из бумаги сотни бабочек и мотыльков более 30 различных видов и заклеил ими стены и потолок в двух комнатах на оптико-механическом заводе – вышел самый инстаграмный проект биеннале. Конечно, хочется сфотографироваться на фоне множества прекрасных бабочек. Но если отстраниться от великолепия «Черного облака», картина жизни открывается мрачная, состоящая из реплик. Бабочки исчезают, а их бумажные копии можно множить до бесконечности.

Краснодарцы Андрей Блохин и Георгий  Кузнецов из группы Recycle усиливают ощущение замещения при помощи материала.  Их «Искусственная грязь» – это ковер из пластика, имитирующий грязь и человеческие следы в ней. На фоне краткой человеческой жизни пластик – образец бессмертия. Он разлагается хоть и не вечно, но довольно долго, что вряд ли кого-то порадует. Но все же именно в пластике, который тысячелетиями будет храниться в недрах земли и глубинах океана, человечество себя обессмертило. Наследили, так наследили.

На выставке также показана классическая работа американского постминималиста Феликса Гонзалеса-Торреса – «Без названия (Месть)» (1991). Это знаменитая куча конфет, которые зрители могут забирать – конфеты досыпаются. Это истощение/ пополнение читается как жизнь организма, обмен веществ, и посвящена умершему от СПИДа бойфренду художника. Гонзалес-Торрес не только обессмертил своего партнера, но и в некотором роде обожествил. К нему в буквальном смысле можно причаститься.

Живущий в нидерландах колумбийский художник Франциско Камачо Эррера предлагает совершить алхимическое великое делание в пространстве видеоигры. В конце геймплея зритель символически обретает философский камень, позволяющий продлевать жизнь. Такая смесь трансгуманизма и эзотерики, вполне по сегодняшней моде.

Московское «Агентство сингулярных исследований» (Анна Титова, Стас Шурипа), известное своими  проектами-мистификациями, построило на биеннале комнату с презентацией стартапа Dream Life. Люди спят, отдыхают.  Но для эффективного менеджмента это  скорее минус – человеческая слабость, ведущая к финансовым издержкам. И вот АСИ предлагает развивать безостановочную работоспособность. Тренировки позволяют спать в период моргания, то есть секунду. Таким образом, дополнительная треть суток освобождается, чтобы ее заняла работа. Эта мрачнейшая антиутопия оформлена самым милым образом. На оранжевых стенах и полу нарисованы реснички, приводятся мотивирующие тексты. Тут же предлагается присесть на камни, окрашенные в спокойный синий цвет, и, следуя инструкциям, опробовать сверхбыстрый сон. Бессмертия таким образом не достигнешь, а вот сократить жизнь можно с легкостью.

Такая завуалированная критика идей космизма неожиданно восхищает. Уральская биеннале по-настоящему закрывает тему, запечатывает семью печатями и убирает в темный чулан. Вы все еще продолжаете исследовать русский космизм? Тогда мы идем к вам.

 

 

Основной проект биеннале - до 01.12.2019. Уральский оптико-механический завод. Екатеринбург, ул. Восточная, 33Б; Кинотеатр «Колизей». Екатеринбург, пр. Ленина, 43

Специальные проекты

«Социалистический сюрреализм» - до 15.11.2019. Галерея Синара Арт в Синара Центре. Екатерибруг, Верх-Исетский бульвар, 9, 15 

«После нас» - до 10.11.2019. Уральский филиал ГЦСИ. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 19

«Урал Мари. Смерти нет»  - до 27 октября. Ельцин-центр, арт-галерея. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 3

 

 

 

 

29 октября 2019
Поделиться: